Методика социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

План курсовой работы

Введение.

1. Основы социально-педагогической работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

  • 1.1. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» и особенности форм их устройства.
  • 1.2. Процесс адаптации или социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • 1.3. Проблемы, направления и гарантии социально–педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • 1.4. Игра, как средство социально–педагогического работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Выводы по 1 главе.

2. Методика социально–педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в игровой деятельности.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). «В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет». В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост беспризорности. «За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные. Социальное сиротство – это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирот относятся к категории социальные сироты. Так как к моменту получения статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускних учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством».

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

На основании всего изложенного была сформулирована проблема исследования: каковы же методические условия эффективности социально-педагогической работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей?

Цель работы: выявить условия социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и разработать методику социально-педагогической работы в игровой деятельности.

Объект работы: семьи, в которых находятся опекаемые дети.

Предмет работы: методика использования игровой деятельности в процессе социально – педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Гипотеза исследования состоит в том, что работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей будет эффективна при следующих условиях:

  • - развивать у детей интерес к игровой деятельности;
  • - включение детей-сирот в игровую деятельность, что способствует их социальной адаптации.

Цель и гипотеза исследования определили постановку и решение следующих задач:

  • 1. Раскрытие понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».
  • 2. Изучение особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • 3. Изучение проблем, направлений и гарантий социально- педагогической работы с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • 4. Разработка экспериментального исследования, отвечающего гипотезе.

Методы исследования:

  • 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
  • 2. Тестирование.
  • 3. Проектирование.

Практическая часть исследования состоит в том, что разработанный проект может быть использован в работе воспитателей и социальных педагогов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.