Методика работы над крупнообъемными произведениями в начальной школе
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы работы с крупнообъёмными произведениями на уроках литературного чтения.
- 1.1. Особенности работы с крупнообъёмными произведениями на уроках литературного чтения.
- 1.2. Психологические особенности восприятия художественных произведений учащимися начальной школы.
Выводы по первой главе.
2. Практические аспекты работы с крупнообъёмными произведениями в начальной школе.
- 2.1. Анализ изучения навыков младших школьников по работе с крупнообъемными произведениями.
- 2.2. Методические рекомендации к изучению крупнообъемных художественных произведений на уроках литературного чтения.
Выводы по 2 главе.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.
Приложение 1. Проверочная работа - М. Твен «Том Сойер».
Введение
В современном мире умение читать понимается гораздо шире, чем овладение собственной техникой чтения. Чтение – это способность человека к осмыслению текстов и рефлексии, к использованию их содержания при достижении собственных целей, для развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Навык чтения является общеучебным навыком. Поэтому обучение чтению – это одна из самых актуальных проблем начального обучения. Художественная литература представляет собой величайшую ценность в плане нравственного, эстетического воспитания, формирования личностных качеств младших школьников.
Большинство текстов в школьных учебниках являются для обучающихся начальных классов «текстами большого объема»: прочитать их в полном объеме на уроке невозможно, они сложны в плане восприятия текстовой информации и её понимания, далеки от личных интересов обучающихся, да и настоящее время отличается обилием источников информации помимо чтения, что приводит к спаду интереса к учению.
Таким образом, в начальных классах программой предусмотрена работа с крупнообъемными художественными произведениями, т. е. такими, которые изучаются детьми в течение нескольких уроков. При этом следует учитывать специфику восприятия младшими школьниками каждого конкретного художественного текста.
Методика работы над крупнообъемными произведениями, как и над любыми другими, зависит от характера текста, его жанровых, стилистических и языковых особенностей. Но в любом случае работа должна проводиться так, чтобы она являлась средством более глубокого проникновения в художественное произведение, средством приближения к личности ребёнка, средством его развития. Упрощать, изменять, созданное настоящим художником-поэтом или писателем - значит портить; адаптация и сокращение произведений классиков отрицательно сказывается на приобщении детей к художественной литературе и искусству.
Объектом нашего исследования является процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - приемы работы младших школьников над крупнообъемным художественным произведением.
Цель работы - описание методики работы над крупнообъемными произведениями в начальной школе.
Задачи работы:
- 1. Выявить особенности работы с крупнообъёмными произведениями в начальных классах.
- 2. Рассмотреть психологические особенности восприятия художественных произведений учащимися начальной школы.
- 3. Провести анализ изучения навыков школьников по работе с крупнообъемными произведениями в начальной школе.
- 4. Разработать методические рекомендации к изучению крупнообъемных художественных произведений на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью и задачами работы использовались теоретические методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы. Работа изложена на 33 страницах, состоит из введения, четырех параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 22 источников, и двух приложений.