Методика организации и проведения урока географии на основе системно-деятельностного подхода
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении.
- 1.1. Понятие деятельностного подхода, его преимущество в обучении.
- 1.2. Особенности компонентов образовательного процесса при системно-деятельностном подходе.
2. Технология реализации деятельностного подхода в обучении географии в 5 классе.
- 2.1. Дидактические принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного метода в практике обучения географии.
- 2.2. Структура урока географии введения нового знания в 5 классе.
- 2.3. Методические рекомендации по организации и проведения урока географии на основе системно–деятельностного подхода в 5 классе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Новый век требует эволюции профессиональных взглядов. События сменяют друг друга, как кадры кинохроники, огромные скорости, лавина информации, то, что было новым сегодня, завтра неизбежно устаревает, все быстро и стремительно меняется, меняется ученик, а значит должен поменяться урок и как неизбежность, способ подачи информации на уроке. Учить и учиться должны по новому. Нам надо учить так, чтобы ученик одиннадцать лет, копивший огромный багаж знаний, сделав несколько самостоятельных шагов в жизни, понял, что этот багаж не бесполезен, подобно бабушкиному сундуку, а ценен.
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.
Учителя сегодня волнуют вопросы:
- - Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- - Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
- - Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
- - Какие методы и средства обучения выбрать?
- - Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.
Прежде всего, остановимся на сущности системно-деятельностного подхода в обучении.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Объект исследования: Содержание школьного географического образования.
Предмет исследования: Методика организации и, исходя из темы работы, определили изучить теоретические аспекты цель и задачи работы.
Цель работы: Разработать методику организации и проведения урока географии в 5 классе на основе системно-деятельностного подхода.
Задачи:
- 1. Изучить теоретические основы системно-деятельностного подхода в образовании.
- 2. Рассмотреть технологию реализации деятельностного подхода в обучении географии 5 классе.
- 3. Разработать методику организации и проведения урока географии в 5 классе на основе системно-деятельностного подхода.
Практическая значимость исследования. Разработанная методика организации и проведения урока географии в 5 классе на основе системно-деятельностного подхода может быть использована в практике преподавания географии в школе.