Конфликты подростков с взрослыми, пути и способы их разрешения

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретико-методологический анализ проблемы конфликтов подростков со взрослыми.

  • 1.1. Понятие, сущность и причины конфликтов.
  • 1.2. Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми.

2. Исследование конфликтного поведения у старших подростков.

  • 2.1. Организация и методы исследования.
  • 2.2. Анализ результатов и выводы.
  • 2.3. Методические рекомендации по выявлению путей и способов разрешения конфликтов подростков со взрослыми.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность исследования. Подростковый возраст-это период особой концентрации конфликтов, часто приводящий к различным поведенческим отклонениям, таким как агрессивное поведение, жизнь в особой субкультуре, наркомания, самоубийство. В подростковом возрасте особенно трудно определить, является ли конкретное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно при так называемых кризисах взрослых, которые в конечном итоге могут перерасти в психическое заболевание или полностью компенсироваться.

На формирование личности подростка сильно влияют психосоциальные стрессоры семьи: длительный брачный конфликт, конфликт между супругами в сфере образования, длительный развод и связанный с ним стресс, недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, недостаточный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, требование строгой дисциплины ребенка, потеря значимого члена семьи для ребенка, физическое или психическое заболевание члена семьи. Психосоциальные стрессоры, связанные с жизненными обстоятельствами, с особенностями ребенка: нарушение когнитивных функций, нарушение школьных навыков, неспособность учиться в нормальной школе из-за симптомов основного заболевания.

Причинами сложностей в отделе могут быть не только внутрисемейные отношения, но и личностные особенности самого подростка, точнее нарушения развития его личности на определенных стадиях онтогенеза.

Проблема исследования: каковы причины конфликтов подростка и взрослого.

Цель исследования: изучить причины возникновения конфликтов подростка и взрослого.

Объект исследования: подростковый период, как важнейший этап жизни.

Предмет исследования: механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми.

Гипотеза исследования: предполагаем, что преодолеть конфликтные взаимоотношения подростка и взрослого возможно при поддержке подростков и доверии к ним, наличии психологического контакта, адекватном способностям уровне притязаний, соответствующих требованиях, наличии перспективы творческого развития, возможности самореализации, компенсации слабых сторон личности, возможности выбора условий обучения соответственно способностям и потребностям подростка.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой необходимо решить следующие задачи исследования:

  • 1. Изучить причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми.
  • 2. Проанализировать противоречия и формы трудностей подростка.
  • 3. Выявить роль взрослых в преодолении трудностей подросткового периода взросления личности.

Методологическую основу исследования составили работы известных ученых, психологов, педагогов: А. Адлера, Л.И. Божович, Р. Геррига, Е.И. Исаева, И.П. Иванова, Е.П. Кораблина, И.А. Кузнецева, А. Маслоу, И.И. Мамайчук, Т.Д. Марцинковской, М.В. Оршанской, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Э. Эриксона, З. Фрейда, Р.Х. Шакурова.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования: теоретические - анализ психологической, педагогической литературы; эмпирические - анализ передового опыта в области психолого-педагогической поддержки.

Теоретическая значимость заключается в исследовании причин возникновения конфликтов у подростков и взрослого.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.