Изучение исторических личностей на уроках истории
План курсовой работы
Введение.
1. Особенности изучения исторической личности на уроках истории.
- 1.1. Понятие «Историческая личность».
- 1.2. Важность изучения феномена личности в истории.
2. Методика формирования знаний учащихся об исторической личности.
- 2.1. Методические особенности изучения исторической личности на уроках истории.
- 2.2. Формирование знаний об исторической личности.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Введение
Актуальность темы. В связи с тем, что через понимание и сопереживание судьбам личностей в школьном возрасте лучше усваивается история, обосновывается актуальность темы моей курсовой работы.
Изменения в жизни нашего общества находят отражение в изменениях подходов к содержанию образования, в том числе в пересмотре методики преподавания исторической науки, целей и задач обучения. Долгое время на первом плане в преподавании истории рассматривались закономерности общественного развития вне исторической личности. Быт, традиции и нравы, духовная культура и жизнь личности оставались за гранью школьного курса.
При изучении исторических личностей акцент делался не на индивидуальном своеобразии, уникальности, а на типичных чертах и признаках того или иного класса, представителем которого он являлся. Не обращалось внимания на психологическую характеристику личности, не рассматривались мотивы и нравственные аспекты деятельности.
Поскольку анализируемые статьи и документы стали появляться относительно недавно и становятся объектами изучения учителей, ученых-педагогов и методистов, вариативность учебников, степень изученности проблемы остается еще не на должном уровне.
Очень актуальными для современности становятся изучение роли личности в истории и влияния исторического процесса на ее формирование. Истории не может быть без сильных и выдающихся личностей, как и личности без времени, сформировавшейся в этот период.
Степень изученности проблемы. С особой остротой сегодня встает вопрос о том, что такое человек и какова его ценность для исторического развития. Это находит отражение в идущем процессе гуманизации образования, в том числе и предмета истории, требующего изменений в методологических позициях, в поиске содержания информации и в более глубоком соотношении с психологическими возможностями учеников.
Перед учителями остро стоят проблемы в поисках новых методов в изучении предмета истории и в самой методике преподавания истории, чтобы решать задачи формирования знаний обучающихся об исторических личностях. Здесь следует отметить, что речь идет не столько об увеличении количества изучаемых персоналий, а о переосмыслении подходов к анализу деятельности выдающихся людей прошлого и какой след они оставили для последующих поколений.
Данные проблемы затронули интерес многих отечественных историков. Например, А.В. Маланичева «Развитие познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности». В своей работе она подробно уделила внимание тому, как теоретически обосновать и внедрить модель и технологию развития познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности.
Так же можно упомянуть В.В. Гуков «История. 5–11 классы: технологии современного урока». В его пособии содержится описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых на современном уроке истории. Кроме этого, в данной работе в полной мере уделяется внимание изучению исторических личностей.
М.С. Ерохина, тоже занималась проблемой изучения исторической личности на уроках истории. В её работе «Историческая личность: современные методики изучения», много внимания уделяется изучению и рассмотрению психологической характеристики исторической личности, мотивы и нравственные аспекты ее деятельности.
Немало важную роль сыграла работа И.В. Изотов «Изучения исторических персоналий на уроках истории». Он рассматривал различные варианты, приёмы и методы при изучении исторических личностей на уроках истории.
Что касается труда В.А. Мыскина «Изучение личности исторического деятеля», то здесь, автор огромное внимание уделяет изучению исторической личности, через личную жизнь, индивидуальные черты характера и идеям, к которым придерживался тот или иной исторический деятель.
Одной из использованных работ была «Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей», которую написал М.В. Коротков. В данной работе рассматриваются современные методы, приемы и средства преподавания истории в школе, где также уделено внимание изучению исторических личностей.
Проблема изменения методов изучения исторических личностей была затронута Н.Ю. Никулиной в её работе «Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие». Данное пособие призвано помочь студентам университета и учителям истории познакомиться с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического образования.
Также об изучении исторических личностей на уроках истории упоминал А.Т. Степанищев, в своей работе «Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов». Пособие содержит концептуальные составляющие обучения истории, теоретические, организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории.
Цель исследования. В связи с этим, цель исследования заключается в том, чтобы при рассмотрении специфики изучения исторических личностей на уроках истории, опираясь на опыт ученых-историков и методическую литературу, продемонстрировать особенности формирования знаний учащихся при изучении персоналий.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- - раскрыть понятие «исторической личности»,
- - показать важность изучения феномена личности в истории,
- - особенности изучения исторической личности на уроках с учетом методики преподавания истории,
- - необходимость формирования знаний обучающихся об исторической личности.
Объект и предмет исследования. Объектом курсовой работы является вопрос изучения исторических личностей на уроках истории. Следует подчеркнуть, что по проблеме изучения исторических личностей в истории выделяют несколько основных позиций: формирование знаний происходит поэтапно, оценка личности с разных сторон, через биографию происходит изучение исторического события.
Предметом работы являются вопрос изучения исторических личностей и вопросы методики формирования знаний учащихся на уроках истории.
Для учащегося историческая личность не должна оставаться только именем. Для формирования знаний учащихся об исторической личности, предлагается использование алгоритма, базирующегося на смысловых опорах, способствующего для организации умения давать развернутую характеристику исторической личности. Следует подчеркнуть, что при использовании алгоритма происходит не механическое запоминание материала, а осмысленное, позволяющее учащимся самостоятельно анализировать и обобщать факты и формировать мышление.
Единство всех наиболее известных позиций исследователей уже сформировались в современной исторической науке по отношению к историческому материалу, независящего ни от какого времени и мнения. В условиях этой позиции историю можно уже воспринимать, как процесс появления и ухода гениев и диктаторов, освободителей и завоевателей, людей разных сословий, в равной мере интересных и влиятельных людей, которые каждый по своему организовал время, в котором он жил и правил, таким, каким оно сформировало их. Для растущего поколения такая история личностей понятнее и ближе к сердцу. А через изучение исторических личностей и исторических событий наша отечественная история становится понятнее и ближе для обучающихся.
Методологическая база. При работе над курсовой работой использовались следующие методы исследования:
- 1. Метод изучения научной литературы (для более полного понимания изучаемой темы в работах ученых);
- 2. Практическая апробация изученного материала (внедрение собственной разработки на практике);
- 3. Метод описания (фиксирование данных с помощью научно-понятийного аппарата).
Характеристика источников. Используемыми источниками по данной теме стали УМК по истории, а также документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы школьного исторического образования.
О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». Данный УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные Примерной программой по учебным предметам (История. 5-9 классы) вопросы.
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Этот источник представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
«Историко-культурный стандарт». Данный источник содержит в себе основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого, сочетающиеся с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и исторических источников. Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.
Гипотеза. Рассмотрение педагогической и методической литературы предоставило возможность выделить рабочую гипотезу:
- - изучение исторических личностей на уроках истории будет результативным, если будет делаться отбор информации, который позволит раскрыть не только вклад в историю, но и биографические данные: детство, учебу, черты характера;
- - применение на уроках истории различных методов и приемов позволит осветить личность с разных сторон;
- - на уроках истории должна отсутствовать однобокость в оценке личности, в зависимости от идеологии и политического строя;
- - нельзя искусственно отгораживать деятельность личности от деятельности всего народа.
Структура работы. Работа включает введение, две главы с подразделами, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Основные положения, которые были вынесены на защиту:
- 1. Изучение исторических личностей должно происходить с использованием алгоритма ее характеристики, в основу которой положены смысловые опоры, где строится система знаний о данной личности.
- 2. Вопрос о роли личности должен рассматриваться в аспекте проблемы законов истории и определяться законами развития общества.
- 3. Поэтапный подход формирования знаний об исторической личности будет содействовать глубокому и осмысленному усвоению материала, и повышать интерес к истории.