Использование визуальных источников при изучении первой мировой войны в школьном курсе истории
План курсовой работы
Введение.
1. Участие женщин в помощи тылу и фронту, в годы Первой Мировой войны в России (1914-1918 гг.), как проблема в изучении гендерного подхода и стереотипов.
- 1.1. Женский героизм на фронтах Первой Мировой Войны.
- 1.2. Историографический обзор Первой Мировой Войны. Вопрос участия женщин в помощи тылу и фронту, в годы Первой Мировой войны в России (1914-1918 гг.), как проблема в изучении гендерного подхода и стереотипов.
2. Понятие и классификация визуальных источников. Визуальная репрезентация, гендерного аспекта в годы Первой Мировой войны в России (1914-1918 гг.), в художественном и документальном кинематографе.
- 2.1. Эволюция понимания кинематографа, в качестве визуального источника.
- 2.2. Визуальная репрезентация подвига женщин в помощи тылу и фронту в годы Первой Мировой войны в России (1914-1918 гг.) в художественном и документальном кинематографе.
3. Методические рекомендации по разработке урока в рамках темы Выпускной Квалификационной работы и применение материалов исследования в деятельности учителя истории.
- 3.1. Анализ школьных учебников по истории России для исследования проблематики гендерного аспекта участия женщин в помощи тылу и фронту при изучении блока: «Россия в годы Первой Мировой войны (1914-1918 гг.)».
- 3.2. Использование кинематографа, как визуального источника, при преподавании проблематики гендерного аспекта участия женщин в помощи тылу и фронту при изучении блока: «Россия в годы Первой Мировой войны (1914-1918 гг.)» на уроках истории в 10-х классах.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Введение
Актуальность исследования.
Обострившаяся дискуссия о путях социально-экономического развития Российской Федерации, усложнения структуры и многоукладности отечественного образования, а также глубокой трансформации современного российского общества не обошла стороной и модернизацию обучения в образовательных учреждениях, а, именно, средних школах, что, несомненно, не могло не повлиять на методику преподавания и изучения исторического материала в школе. Одной из таких проблемных тем стала Первая Мировая война (1914-1918 гг.) и участие в ней России. Соответственно, отечественная историческая наука не могла не обратиться к данному событию, ставшему одним из катализаторов для Великой Российской Революции 1917 года. Беспристрастное осознание и оценка данных событий, несомненно, должны благотворно повлиять на понимание их места в истории нашей страны, а также стать «прививкой» от повторения подобных общественно- политических катаклизмов и гарантией успешного развития всех гражданских и общественных институтов нашего многонационального Отечества на принципах равенства, уважения и взаимопонимания.
На сегодняшний день, при неоднозначном истолковании перманентной модернизации образования в Российской Федерации, отечественные научные и философские круги едины в том, что необходимо специальное комплексное изучение исторических процессов не только в высших образовательных учреждениях, но и в школе, для их общего понимания и критического анализа в современных условиях. Именно для этого в рамках историко- культурного стандарта для учебно-методического комплекса по отечественной истории и был создан «перечень проблемных вопросов истории».
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес к изучению фундаментальных, прикладных и организационных проблем данной темы. Не только для изучения в научной сфере, но и при преподавании и воспитании обучающихся в школе, в соответствии с требованиями освоения основных образовательных программ по ФГОС. При использовании её в современном историческом, и общественном диспуте, в контексте значения этих знаний и опыта в реалиях и вызовах сегодняшнего дня и воспитания гражданственности и патриотизма. И для современных учащихся средних школ визуальные образы являются наиболее подходящим способом усвоения информации, в особенности исторического материала, что собственно говоря, и обуславливает актуальность изучения нашей темы.
Степень изученности проблемы и используемые источники.
Тема данного исследования, довольно слабо раскрыта в специализированной литературе методического, политологического и исторического характера, т.к. в этих научных работах затрагиваются лишь отдельные аспекты использования визуальных источников при изучении проблем гендерной истории Первой Мировой Войны, также для подробного освещения данной тематики, необходимо провести анализ художественных и документальных фильмов отображающих данную проблематику. Новизна нашей работы заключается в том, что мы постарались рассмотреть данную тему в контексте модернизации преподавания истории в школе в соответствии с реализацией концепции историко-культурного стандарта. Данная концепция предполагает поворот к изучению «истории рядовых граждан», рассмотрения отечественной истории как взаимосвязанного процесса, развития собственного логического и критического мышления в учащихся средних школ, применения новых подходов к работе с визуальными источниками, воспитания гражданственности и патриотизма в новом поколении.
Что касается степени изученности проблематики данного исследования в литературе педагогического характера, то из неё можно выделить 3 группы научных статей и монографий:
- 1. По возрастной психологии и педагогике (в контексте старшего школьного или подросткового возраста).
- 2. По методике преподавания истории с помощью применения визуальных источников.
- 3. По развитию универсальных учебных действий у учащихся, на уроках истории, в рамках реализации ФГОС СОО и ИКС.
Для написания данной работы нами использовались следующие категории источников.
В первую очередь, это учебно-методические материалы, а, именно, линейка нового УМК по Истории России для 10 классов рекомендованная Министерством Просвещения РФ и написанная в соответствии со ФГОС СОО (10-11 классы) и Историко-Культурным стандартом.
Издательство Дрофа: 10 класс. Волобуев О.В., Карпачёв С.П., Романов П.Н. История России: начало ХХ - начало ХХІ вв. 2016 г.
Издательство «Просвещение»: 10 класс. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России (базовый уровень) (в 3 частях) с 1914 г. до начала XXI века. 2019 г.
Издательство «Русское слово»: 10 класс. Никонов В.А., Девятов С.В. Под ред. Карпова С.П. История. История России 1914 г. - начало XXI в. (в 2 частях). 2019 г.
Ко второй группе используемых мной источников можно отнести нормативно-правовые акты РФ в области образовательного права: ФГОС СОО (10-11 классы) и Историко-Культурный стандарт и т.д.
К третьей группе использованных нами источников, при написании Выпускной Квалификационной работы можно отнести визуальные источники, а, именно – художественные и документальные фильмы и сериалы, как отечественного, так и зарубежного производства.
Советский кинематограф: «Государственная граница», Фильм № 1 «Мы наш, мы новый…», 1980 г; «Моонзунд», 1987 г.; «Окраина», 1933 г.; «Тихий Дон», (экранизации 1930-33, 1957 гг.).
Российский кинематограф: «Багровый цвет снегопада», 2008 г.; «Батальонъ», 2014 г.; «Гарпастум», 2005 г.; «Гибель империи», 2004 г.; «Григорий Р.», 2014 г.; «Первая Мировая», 2014 г.; «Тихий Дон», 2015 г.
Зарубежный кинематограф: «Апокалипсис: Первая мировая война» («Apocalypse la 1?re Guerre mondiale»), 2014 г.
Кинофильмы совместного производства: «Распутин» («Raspoutine»), 2011 г. (РФ, Франция); «Тихий Дон» («Quiet Flows the Don»), 1992-2006 гг. (Великобритания, РФ, Италия).
К четвертой группе источников можно отнести письменные исторические источники – мемуары и свидетельства очевидцев событий.
Актуальность и степень изученности темы данного исследования обнаруживает ряд противоречий:
- 1. Между потребностью научного сообщества в разрешении современных фундаментальных, прикладных и организационно- дискуссионных проблем данной тематики;
- 2. Между объективной потребностью граждан в осуществлении исторической преемственности опыта, характеристик и логики региональной составляющей этого процесса в контексте их значения в реалиях и вызовах сегодняшнего дня, и отсутствием его специального и комплексного описания в научно-исторической и учебно-методической литературе.
Данная проблема ранее не ставилась и целенаправленно не изучалась, в совокупности поставленных мной факторов. Её актуальность и не разработанность позволили сформулировать тему исследования: «Использование визуальных источников при изучении первой мировой войны в школьном курсе истории.»
Гипотеза исследования: предполагаемый результат будет, достигнут, если процесс преподавания школьникам старшего звена – блока «Россия в Первой Мировой войне» будет содержать такие черты, как:
- 1. Кинематограф, в качестве визуального источника;
- 2. Отображение гендерной роли женщин в российском обществе и армии во время Первой Мировой Войны;
- 3. Обоснование учащимися собственной позиции и критического мнения по проблематике учебно-тематического блока.
Цель исследования: анализ визуальных образов в художественной и документальной кинематографии, отображающих изменения гендерной роли женщин в российском обществе и армии во время Первой Мировой Войны, для дальнейшего использования данной темы при преподавании курса истории в средней школе.
Задачи исследования:
- 1. Поиск и анализ художественных и документальных фильмов отображающих тематику изменения гендерной роли женщин в российском обществе и армии во время Первой Мировой Войны (1914-1918 гг.);
- 2. Дать характеристику визуальных источников, как средства обучения для применения на уроках истории в 10-х классах в блоке «Россия в Первой Мировой войне»;
- 3. Проанализировать учебно-методическую литературы из нового школьного УМК по Истории России и историографию по проблематике Первой Мировой войны (1914-1918 гг.), для выработки наиболее эффективных методов использования визуальных источников при преподавании данной темы в школе;
- 4. Изучение изменения гендерной роли женщин в российском обществе и армии во время Первой Мировой Войны, как явления в отечественной и зарубежной историографии с целью дальнейшего использования данной темы при преподавании и курса истории в средней школе и во внеурочной деятельности;
- 5. Разработка методических рекомендаций, для применения на уроках истории и во внеурочной деятельности материалов из художественной и документальной кинематографии отображающих тематику изменения гендерной роли женщин в российском обществе и армии во время Первой Мировой Войны (1914-1918 гг.), с целью приобретения учащимися УУД в соответствии со ФГОС.
Объект исследования: художественная и документальная кинематография, отображающая изменения гендерной роли женщин в российском обществе и армии во время Первой Мировой Войны (1914-1918 гг.).
Предмет исследования: роль женщины в тылу и воинских формированиях в России в период Первой Мировой Войны и её отображение в документальных и художественных фильмах, с целью последующего использования данного контента в качестве визуального источника при изучении Первой Мировой Войны в школьном курсе истории.
Методологическую основу исследования составляют современные подходы к изучению исторического процесса:
- 1. Аксиологический подход, рассматривающий человека и социальные процессы как субъекты саморазвития и область целенаправленного взаимодействия внешних сил;
- 2. Культурологический подход, анализирующий социальные явления, в том числе межнациональные взаимоотношения как общественные явления с позиций феноменологической социологии;
- 3. Социально-исторический детерминизм, рассматривающий современные межнациональные взаимоотношения как общественные явления, которые вызывают различные социальные процессы, взаимодействуя с элементами общественной системы.
Методы исследования:
- 1. Теоретические (сравнительно-сопоставительные): анализ исторической, учебно-методической литературы и нормативно-правовых актов; изучение и обобщение опыта и научной литературы по проблеме исследования; моделирование.
- 2. Эмпирические: педагогическое наблюдение; опрос, групповые и индивидуальные беседы, самооценка и рефлексия.
Практическая значимость. Материалы данной работы целесообразнее всего, использовать на уроках по Истории России, в 10-ых классах, для изучения роли российских женщин в помощи тылу и фронту в годы Первой Мировой Войны, в рамках учебно-тематического блока и применения этой темы для дальнейшего развития у учащихся способностей отбора и анализа информации. Кроме того, эта тема будет способствовать развитию критического мышления, а также толерантного, гуманного и бережного отношения к лицам противоположного пола, других наций и иных конфессий.