Использование сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Основная часть. Теоретические основы использования сюжетно-ролевых игр в развитии диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

  • 1.1. Особенности развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
  • 1.2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности, общения. Изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения. Переход от ситуативно-деловой формы, характерной для преддошкольника, к внеситуативно - познавательной, а затем к внеситуативно-личностной предъявляет определенные требования к диалогической речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком коммуникативных задач. Диалогическая речь дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в работе с детьми, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста всегда уделялось большое внимание. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому необходимо рассматривать развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи. На успешность обучения существенно влияет уровень развития диалогической речи и словаря детей дошкольного возраста.

Важность задачи развития диалогической речи в речевом образовании дошкольников признается и ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области методики обучения родному языку (Алексеева М.М., Богуш А.М., Бородич А.М, Ветлугина Н.А., Гавриш Н.В., Струнина Е.М., Тихеева Е.И., Ушакова О.С., Флёрина Е.А., Яшина В.И. и др.). Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности. Психологи: Запорожец А.В., Новоселова С.Л., Подъяков Н.Н., Репина Т.А., Усова А.П., путем апробирования различных подходов подтвердили благотворное влияние взрослого на обогащение содержание детской деятельности, в том числе коммуникативной. Поэтому умению вести диалог со сверстниками и взрослыми - важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить. Но обучение должно быть направлено на развитие поисковой активности детей в сфере языка и речи, должно быть не прямым, а косвенным. Этому и способствует сюжетно-ролевая игра.

Проблема развития диалогической речи дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.