Использование компьютерных технологий в системе коррекции речи старших дошкольников с ФФНР

План курсовой работы

Введение.

1. Современные аспекты исследования проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи в дошкольном возрасте.

  • 1.1. Особенности речевого развития старших дошкольников.
  • 1.2. Роль фонематического восприятия в развитии речи.
  • 1.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Вывод по главе 1.

2. Использование компьютерных технологий в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

  • 2.1. Использование компьютерных технологий в логопедической практике.
  • 2.2. Компьютерные программы применяемые в коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи.
  • 2.3. Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Нарушение фонетики родного языка, затрагивающее большое количество звуков, которые и замещаются и смешиваются между собой, рассматривается сегодня как недостаток отчетливого слухового восприятия или как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Имея полноценный слух и интеллект, такие дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Они составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР приводит к появлению стойких ошибок при овладении устной и письменной речью. Полноценная речь ребенка - непременное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить нарушения речи ещё в дошкольном возрасте, до того как оно превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она гибка и податлива. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение, одна из насущных проблем, стоящих перед логопедами дошкольного учреждения.

Вопросом фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста занимались выдающиеся специалисты в области логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи - Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Ф.А.Рау, Е.Ф.Рау, М.Е.Хватцев, Л.Ф.Чистовец, Н.Х.Швачкин. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи и фонематического недоразвития.

Одним из компонентов комплексной коррекционно-педагогической работы можно рассматривать применение компьютерных технологий.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать КТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Цель курсовой работы: теоретически изучить применение компьютерных технологий в работе логопеда со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи курсовой работы:

  • 1. Охарактеризовать особенности речи старших дошкольников в норме.
  • 2. Изучить роль фонематического восприятия в развитии речи.
  • 3. Изучить использование компьютерных технологий в логопедической пактике.
  • 4. Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.