Использование компьютерных технологий в системе коррекции речи старших дошкольников с ФФНР
План курсовой работы
Введение.
1. Современные аспекты исследования проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи в дошкольном возрасте.
- 1.1. Особенности речевого развития старших дошкольников.
- 1.2. Роль фонематического восприятия в развитии речи.
- 1.3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Вывод по главе 1.
2. Использование компьютерных технологий в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
- 2.1. Использование компьютерных технологий в логопедической практике.
- 2.2. Компьютерные программы применяемые в коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи.
- 2.3. Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Нарушение фонетики родного языка, затрагивающее большое количество звуков, которые и замещаются и смешиваются между собой, рассматривается сегодня как недостаток отчетливого слухового восприятия или как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Имея полноценный слух и интеллект, такие дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Они составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР приводит к появлению стойких ошибок при овладении устной и письменной речью. Полноценная речь ребенка - непременное условие его успешного обучения в школе. Поэтому важно устранить нарушения речи ещё в дошкольном возрасте, до того как оно превратится в сложный, стойкий дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она гибка и податлива. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение, одна из насущных проблем, стоящих перед логопедами дошкольного учреждения.
Вопросом фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста занимались выдающиеся специалисты в области логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи - Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Ф.А.Рау, Е.Ф.Рау, М.Е.Хватцев, Л.Ф.Чистовец, Н.Х.Швачкин. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи и фонематического недоразвития.
Одним из компонентов комплексной коррекционно-педагогической работы можно рассматривать применение компьютерных технологий.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать КТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Цель курсовой работы: теоретически изучить применение компьютерных технологий в работе логопеда со старшими дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи курсовой работы:
- 1. Охарактеризовать особенности речи старших дошкольников в норме.
- 2. Изучить роль фонематического восприятия в развитии речи.
- 3. Изучить использование компьютерных технологий в логопедической пактике.
- 4. Теоретическое обоснование использования компьютерных технологий при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.