Использование дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы использования дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.
- 1.1. Особенности математического развития детей дошкольного возраста.
- 1.2. Понятие, виды, сущность дидактических игр.
Выводы по первой главе.
2. Практические аспекты изучения использования дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.
- 2.1. Диагностика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- 2.2. Система работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
- 2.3. Динамика результатов исследования.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая отражает понимание детьми окружающего их реального мира. В игре заложены огромные возможности для обучения и воспитания дошкольников. Дидактическая игр отличается от других видов игр прежде всего тем, что в ней познавательные задачи, соединяясь с игровыми, решаются через них.
Е.И. Тихеева считает игру одно из форм организации познавательного процесса в ДОО, а также рассматривает ее как важнейшее средство воспитательного воздействия на формирующуюся личность дошкольника. Формы игры и ее содержание проявляются в зависимости от той среды, в которой живет ребенок, от той обстановки, в которой эта игра протекает, а также обусловлены той ролью, которую играет педагог в организации обстановки игры.
Е.И. Тихеевой при изучении роли дидактической игры в развитии дошкольников, подчеркивала, что она позволяет всесторонне развивать разнообразные способности ребенка, его речь, восприятие, внимание. Ученый отмечала и особую роль воспитателя в организации и проведении дидактической игры: именно он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами.
Однако умение играть у дошкольников возникает только при целенаправленном приобщении их к игровой деятельности. От того, какое содержание вкладывается воспитателями ДОО, родителями, обществом в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Цель исследования – охарактеризовать использование дидактических игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования – математическое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование дидактических игр в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- - выявить особенности математического развития детей дошкольного возраста;
- - рассмотреть понятие, виды, сущность дидактических игр;
- - провести диагностику сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- - разработать систему работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что математическое развитие в старшем дошкольном возрасте возможно проводить с помощью дидактических игр, направленных н: овладение отдельными математическими понятиями и умениями.
Методы исследования:
- - теоретические: обобщение передового опыта работы дошкольных учреждений, анализ научно методической литературы;
- - эмпирические: тесты, конспекты занятий, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методической основой исследования стали теория мышления Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна; теория развития математического мышления П.П.Блонского, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина; теория развития игровой деятельности дошкольника П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Экспериментальная база исследования - МБДОУ д/с «Теремок» р.п. Вознесенское Нижегородской области.
Значимость исследования заключается в том, что были выявлены особенности математического развития детей дошкольного возраста; рассмотрено понятие, виды, сущность дидактических игр; проведена диагностика сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста; разработана система работы по математическому развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения.