Использование цветных палочек в обучении дошкольников математике

План курсовой работы

Введение.

1. Логико-математическое мышление дошкольников.

  • 1.1. Содержание и цели математического развития дошкольников в соответствии с ФГОС.
  • 1.2. Особенности логико-математического мышления старших дошкольников.

2. Развитие у дошкольников математических представлений посредством использования цветных палочек.

  • 2.1. Описание дидактического пособия «Цветные палочки Кюизенера».
  • 2.2. Общая характеристика системы игр и упражнений с цветными палочками, направленных на развитие элементарных математических представлений.
  • 2.3. Методика использования цветных палочек для логико-математического развития.

3. Значимость использования цветных палочек Кюизенера в практической деятельности воспитателя.

  • 3.1. Анкетирование воспитателей детских садов.
  • 3.2. Регистрация результатов.

Заключение.

Список информационных источников.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Введение

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиск способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Детей следует научить считать и оперировать числами как можно раньше, т. к. это способствует физическому развитию мозга, a, следовательно, развитию интеллекта и познавательной сферы ребенка.

По своему содержанию работа, по формированию элементарных математических представлений, не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Развитие ума ребенка, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое является одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки и обучение математике дошкольников.

В наше время отводится особая роль нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всем мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Д. Кюизенером.

Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми начиная с трехлетнего возраста. Они легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения и являются инструментом учебно-познавательной деятельности дошкольников. Палочки Кюизенера могут быть использованы как индивидуально, так и в небольших группах детей.

Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников. К таким задачам относятся, осваивание прямого и обратного счета, деление целое на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда. Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Методологической основой исследования являются работы в области математического развития: методы и приемы математического развития детей с помощью игр З.А. Грачевой (Михайловой), Т.Н. Игнатовой, А.А. Смоленцевой, И.И. Щербининой, возможности использования наглядного моделирования в процессе обучения решению арифметических задач Н.Л. Непомнящей, вопросы изучения познания детьми количественных и функциональных зависимостей, исследованные Л.Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящей, А.И. Кирилловой, теоретические основы развития способностей дошкольников к наглядному моделированию при освоении пространственных отношений Р.И. Говоровой, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, Л.М. Хализевой, обоснование развития интеллектуальных способностей и логического мышления через разнообразные развивающие пособия, дидактические игры Е.А. Носовой и другие.

Объект: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет: использование цветных палочек при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: установить возможность использования цветных палочек при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • 1. Рассмотреть содержание и цели математического развития дошкольников в сooтветствии с ФГОС.
  • 2. Выделить особенности логико-математического мышления старших дошкольников.
  • 3. Дать описание дидактическoгo пособия «Цветные палочки Кюизенeра».
  • 4. Охарактеризoвать систему игр и упражнений с цвeтными палочками, направленных на развитие элемeнтарных математичeских представлений.
  • 5. Раскрыть методику использования цветных палoчек для логико-математического развития.
  • 6. Сформировать представление об использовании цветных палочек Кюизенера в практической деятельности воспитателя.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование цветных палочек является эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ, конспектирование, цитирование, сравнение, анкетирование, регистрация и обработка результатов.

База исследования: студенты заочного обучения 311 группы, учащиеся в «Каргопольском педколледже», которые работают воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.