Интонация - базовая категория музыкального образования

План курсовой работы

Введение.

Глава 1.

  • 1.1. Интонация: дефиниция.
  • 1.2. Интонация и музыкальное содержание.

Глава 2.

  • 2.1. Роль понятия «интонация» в учебном процессе.
  • 2.2. Интонация и музыкальное восприятие.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Ключевыми понятиями данного исследования являются тон, интонация, интонационный подход, мелодия.

К числу важнейших проблем, стоящих сегодня перед учителями музыки, относится проблема развития музыкального восприятия у школьников. Вне восприятия нет музыки, так как оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.

Наиболее актуальным подходом для реализации проблемы развития музыкального восприятия у детей является интонационный, так как смысл музыки заложен в интонации, и именно интонация помогает понять содержание музыкального произведения. Развитие культуры восприятия музыки предполагает воспитание в школьниках не только слухового опыта, но и способности глубоко проникать в сущность произведений, умения, слушая, анализировать их. Восприятие музыки включает в себя осмысление, оценку произведения на основе обобщенных знаний о музыке. А мысль о музыке, суждение о ней, о её стиле и художественной форме всегда опираются на содержательное восприятие произведения, заключающего в себе художественные образы. Процессы развития навыков восприятия музыки и усвоение знаний о ней неотделимы. Интонационный подход в данном процессе открывает новые горизонты для развития музыкального мышления и художественного вкуса детей.

Современное музыкознание (Е.Д. Критская, Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман и др.) выделяет следующие уровни художественного восприятия музыкального произведения:

  • - Содержательно-смысловой (идея, авторский замысел и др.) – играющий ведущую роль в музыкальном произведении;
  • - Интонационно-стилевое развитие сочинения (мелодизм, интонационный смысл, конкретные средства музыкальной выразительности) – находящееся в соподчинении к первому.

В совокупности данные уровни призваны «формировать целостность восприятия музыки, охватывая различные грани музыкального, интонационно-слухового опыта».

Вышесказанное обусловило актуальность и определило выбор темы курсовой работы.

Объектом исследования является процесс развития музыкального восприятия у обучающихся.

Предметом исследования является развитие музыкального восприятия у обучающихся с позиции интонационного подхода.

Цель исследования – обосновать значение интонационного подхода в процессе развития музыкального восприятия обучающихся.

В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально- педагогическую литературу по теме исследования.
  • 2. Определить значение термина «интонация»; выявить преимущества интонационного подхода к развитию музыкального восприятия детей;
  • 3. Рассмотреть сущность, содержание и особенности развития восприятия музыки у детей;
  • 4. Определить возможность использования методов интонационно- стилевого восприятия музыки в работе учителя музыки.

Методологическую основу исследования составили труды известных ученых по рассматриваемой проблеме - педагогов, психологов, музыкантов - Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.Л. Яворского и др.