Интонация - базовая категория музыкального образования
План курсовой работы
Введение.
Глава 1.
- 1.1. Интонация: дефиниция.
- 1.2. Интонация и музыкальное содержание.
Глава 2.
- 2.1. Роль понятия «интонация» в учебном процессе.
- 2.2. Интонация и музыкальное восприятие.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Ключевыми понятиями данного исследования являются тон, интонация, интонационный подход, мелодия.
К числу важнейших проблем, стоящих сегодня перед учителями музыки, относится проблема развития музыкального восприятия у школьников. Вне восприятия нет музыки, так как оно является основным звеном и необходимым условием изучения и познания музыки. На нем базируется композиторская, исполнительская, слушательская, педагогическая и музыковедческая деятельность.
Наиболее актуальным подходом для реализации проблемы развития музыкального восприятия у детей является интонационный, так как смысл музыки заложен в интонации, и именно интонация помогает понять содержание музыкального произведения. Развитие культуры восприятия музыки предполагает воспитание в школьниках не только слухового опыта, но и способности глубоко проникать в сущность произведений, умения, слушая, анализировать их. Восприятие музыки включает в себя осмысление, оценку произведения на основе обобщенных знаний о музыке. А мысль о музыке, суждение о ней, о её стиле и художественной форме всегда опираются на содержательное восприятие произведения, заключающего в себе художественные образы. Процессы развития навыков восприятия музыки и усвоение знаний о ней неотделимы. Интонационный подход в данном процессе открывает новые горизонты для развития музыкального мышления и художественного вкуса детей.
Современное музыкознание (Е.Д. Критская, Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман и др.) выделяет следующие уровни художественного восприятия музыкального произведения:
- - Содержательно-смысловой (идея, авторский замысел и др.) – играющий ведущую роль в музыкальном произведении;
- - Интонационно-стилевое развитие сочинения (мелодизм, интонационный смысл, конкретные средства музыкальной выразительности) – находящееся в соподчинении к первому.
В совокупности данные уровни призваны «формировать целостность восприятия музыки, охватывая различные грани музыкального, интонационно-слухового опыта».
Вышесказанное обусловило актуальность и определило выбор темы курсовой работы.
Объектом исследования является процесс развития музыкального восприятия у обучающихся.
Предметом исследования является развитие музыкального восприятия у обучающихся с позиции интонационного подхода.
Цель исследования – обосновать значение интонационного подхода в процессе развития музыкального восприятия обучающихся.
В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:
- 1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально- педагогическую литературу по теме исследования.
- 2. Определить значение термина «интонация»; выявить преимущества интонационного подхода к развитию музыкального восприятия детей;
- 3. Рассмотреть сущность, содержание и особенности развития восприятия музыки у детей;
- 4. Определить возможность использования методов интонационно- стилевого восприятия музыки в работе учителя музыки.
Методологическую основу исследования составили труды известных ученых по рассматриваемой проблеме - педагогов, психологов, музыкантов - Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.Л. Яворского и др.