Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения сложению и вычитанию в пределах 100

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретическое обоснование индивидуального подхода на уроках математики в начальной школе.

  • 1.1. Основные задачи обучения математике в начальной школе.
  • 1.2. Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике.
  • 1.3. Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школе.

2. Реализация индивидуального подхода при обучении темы "Сложение и вычитание в пределах 100" на практике.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Дифференцированное обучение в практической деятельности учителя предполагает, что все ученики получают одинаковые задания, но слабее предоставляется индивидуальная помощь во время их выполнения или отдельные посильные для них задачи. Иногда ученикам предлагают болем легкую задачу, но впоследствии затрудняют дополнительным, которое они выполняют в соответствии со своими возможностями. В общем дифференциация задач по содержанию может осуществляться на основании количества задач, по степени их трудности, самостоятельности выполнения. На практике такое разделение осуществляют на основании реальных учебных возможностей учащихся.

Согласно учебных возможностей, учеников условно разделяют на следующие группы:

  • 1. Учащиеся с очень высокими учебными возможностями. Они способны быстро усваивать материал, свободно решать задачи, с интересом и самостоятельно работать. Требуют задач повышенной трудности.
  • 2. Учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей. Имеют прочные знания, обладают навыками самостоятельной работы, не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда тщательно закрепляют изученное, потому что им не свойственна высокая работоспособность. Нужна коррекция их работы, периодический контроль за их учебной деятельностью.
  • 3. Учащиеся со средними учебными возможностями. Они могут неплохо учиться, но им мешает низкая учебная работоспособность.
  • 4. Учащиеся с низкими учебными возможностями. Имеют слабую способность к обучению и низкую учебную работоспособность, требуют специального подхода педагога.

Формируя такие группы, следует помнить, что ученики не должны догадываться о причинах их разделения на группы. В составе группы может быть 4-6 учеников. Группа может быть гомогенная (однородная, ученики имеют одинаковый уровень знаний возможностей) или гетерогенная (неоднородная, ученики имеют разный уровень знаний возможностей).

Групповое обучение способствует использованию поисковых задач, создает предпосылки для использования комплексных умственных действий. Учебные задачи решаются в процессе общения учеников в группе, способствует воспитанию коллективизма, формированию коммуникативных качеств. Учитель осуществляет разделение труда между учениками группы, формулирует основные и дополнительные вопросы, рассчитывает время на их выполнение, осуществляет оперативный контроль. При этом он прогнозирует собственную педагогическую деятельность на занятии.

В начале XXI в. дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания учащихся стала основополагающим принципом работы средних общеобразовательных учебных заведений России. Создается педагогическая система на основе учета образовательных потребностей, возможностей и познавательных интересов школьников, которая обеспечивает как работа с одаренными детьми, так и предупреждения неуспеваемости и отставания учащихся. Это достигается, в частности, эффективным сочетанием инвариантной и вариативной составляющих базового учебного плана в удовлетворении запросов учащихся и достижении ими лучших образовательных результатов. Такой подход позволяет вариативность рабочих планов, по которым работают средние учебные заведения.

Проблема индивидуального подхода к обучению является одной из древнейших проблем педагогики со времен Конфуция и Сократа. Не было в истории педагогики ни одного значительного педагога (от Я.А. Коменского до А.В. Сухомлинского), не отдавшего дань этой проблеме в своих трудах.

Не менее активны в исследовании этой проблемы и психологи, в последние годы все больше склоняющиеся к мысли, что в ее основе лежат физиологические особенности мозга и нервной системы человека.

Ни одна педагогическая система не отрицает необходимости индивидуального подхода к личности в процессе ее воспитания, но при этом система школьного образования ориентирована целиком и полностью на некоего среднего ученика и нацелена на формирование у этого среднестатического ученика обязательного уровня знаний, умений и навыков и непременно в четко определенные сроки (при этом отставание от этих сроков крайне нежелательно, а забегание вперед не поощряется).

Существует большое количество педагогических и психологических исследований (Б.М. Теплов, С.Т. Шацкий, Е.С. Рабунский, А.А. Люблинская, З.И. Калмыкова, И.В. Дубровина, И.С. Якиманская и др.), которые доказывают, что при обеспечении систематического индивидуального подхода к ребенку при изучении любого предмета можно получить гораздо более высокие учебные результаты.

В процессе обучения математике младших школьников большое внимание уделяется вычислительным приемам сложения и вычитания чисел первой сотни: устным и письменным. Эти приемы изучаются во втором классе. Как показывает практика педагогической деятельности многих учителей, у детей есть значительные трудности при освоении этих приемов.

Все выше сказанное обусловило выбор темы «Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения сложению и вычитанию в пределах 100».

Объект исследования – процесс обучения сложению и вычитанию в пределах 100.

Предмет исследования – индивидуальный подход к учащимся в процессе освоения приемов сложения и вычитания в пределах 100.

Цель работы – показать, методы, приемы и формы осуществления индивидуального подхода к учащимся начальной школы при изучении вычислительных приемов сложения и вычитания первой сотни.

Задачи работы:

  • 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • 2. Рассмотреть методику изучения данной темы по традиционной программе.
  • 3. Предложить конкретные приемы работы учителя по формированию вычислительных навыков с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.