Графические методы исследования творческого мышления учащихся
План курсовой работы
Введение.
1. Творческое мышление.
- 1.1. Исследование творческого мышления.
- 1.2. Особенности творческого мышления младших школьников.
Выводы по первой главе.
2. Графические методы исследование творческого мышления младших школьников.
- 2.1. Ход и методика экспериментального исследования.
- 2.2. Анализ результатов исследования.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Введение
Вопрос о том, каким образом мышление создает знание, находится в центре внимания психологии, на протяжении почти всей ее истории. Однако в отечественной психологической литературе анализу творческого мышления долгое время не уделялось должного внимания, а потому проблема остается пока недостаточно разработанной.
Вместе с тем, изменения во всех областях жизни происходят с высокой скоростью, объем информации удваивается каждый год. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Возникающие перед обществом проблемы смогут решать талантливые, творческие личности с нестандартным, сильным мышлением.
В сложившихся условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, именно творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни. Поэтому проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.
В настоящее время формирование творческого мышления учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию, а значит, приобретения специальных знаний по дисциплинам недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным выпускником учебного заведения. Необходимо развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.
Следовательно, проблема формирования творческого мышления весьма актуальна. Развитие и исследование творческого мышления является одной из основных задач современно образования. Для этого необходимы специальные образовательные технологии, которые позволили бы раскрывать уникальный творческий потенциал каждого ученика.
В последнее время, вопрос креативности находит свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». В перечисленных документах творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования, для ее реализации необходимо создание определенных педагогических условий.
В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» так же признается необходимость развития креативности учащихся и способности к нахождению решений в нестандартных ситуациях.
Таким образом, одной из задач образования становится подготовка компетентного, квалифицированного выпускника, способного не только применять на практике знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.
Тем не менее, основываясь на анализе актуальности темы исследования, представленной в психолого-педагогической литературе, и изучения фактического уровня креативности учащихся можно выявить ряд противоречий между:
- - необходимостью подготовки профессиональных креативных выпускников, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на развитие креативности учащихся, как неотъемлемой характеристики результативного выполнения ими своих будущих профессиональных функций;
- - потребностью будущих выпускников быть конкурентоспособными на рынке труда, и недостаточным пониманием ими значимости развития креативности как личностно-профессиональной характеристики.
Указанные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, в виде необходимости провести исследование уровня креативности у младших школьников и конкретизировать тему курсовой работы "Графические методы исследования творческого мышления".
Цель исследования - исследовать творческие способности младших школьников.
Объект исследования - творческое мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - графические методы исследования творческих способностей.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
Задачи исследования:
- 1. Изучить методики исследования творческого мышления.
- 2. Рассмотреть особенности творческого мышления младших школьников.
- 3. Провести исследование творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
- 4. Проанализировать и составить выводы по результатам исследования.
Методы исследования: графические тесты «Свободный рисунок» и «Несуществующее животное».
База исследования: МБОУ СОШ № 84 города Челябинска, 32 школьника в возрасте 7-8 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, заключения, списка литературы, приложения.
Практическое значение работы: данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе психолога, желающего повысить свою эффективность в работе с детьми, а также для выявления творческого потенциала детей младшего школьного возраста.