Формирование лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретико-методологические основы по проблеме формирования лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- 1.1. Лингвистический и психолого-педагогический аспекты изучения лексики.
- 1.2. Формирование лексики в онтогенезе.
- 1.3. Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи.
Выводы по первой главе.
2. Организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
- 2.1. Обследование лексической стороны у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- 2.2. Организация логопедической работы по формированию лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- 2.3. Методические рекомендации по формированию лексики.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
Актуальность исследования. Лексика является важнейшей частью языковой системы и поэтому имеет большое практическое и общеобразовательное значение. Богатство словаря является признаком высокого развития речи ребенка, поэтому проблема формирования активного запаса имеет важное место в современной логопедии.
Слово представляет собой основную единицу языка, которое имеет сложное строение, где выделяются следующие основные части: лексическое значение, предметная соотнесенность, коннотативное, соотношение слова с понятием, контекстуальное значение, который выражает в слове наличие стилистико-экспрессивной оценок. Слова связаны друг с другом смысловыми связами, которые организованы в четкую лексическую сторону. Сложная система смысловых связей формирует лексическую системность и семантические поля. В процессе развития лексической стороны речи слово включается в систему синтагматических и парадигматических связей. Это является структурным аспектом значения слово.
Наиболее сложным речевым расстройством, которое имеется у детей формирование всех компонентов речевой системы, а слух и интеллект остаются в норме, является общее недоразвитие речи. Во многих работах, посвященных проблеме недоразвития речи, содержатся отдельные рекомендации по лексической работе с детьми. Наиболее подробно показан материал по формированию словаря в литературе, предназначенный обучению школьника с недоразвитием речи. Вмести с этим, проблема активизации и обогащения лексического резерва детей дошкольного возраста, направленности его формирования в ходе особого коррекционного влияния в должной мере остается недостаточно освещенным.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы формирования лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс нарушения лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: специфика формирования лексики и навыков ее использования у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста.
Проблема исследования: коррекция нарушения лексики является необходимым условием для полной реабилитации детей с ОНР, однако, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.
Гипотеза исследования: если работу по пополнению словарного запаса вводить в структуру всех организационных форм коррекционного обучения, то можно добиться:
- 1. Увеличение словаря детей.
- 2. Формирование способности к спонтанному развитию словаря.
- 3. Повышения уровня развития языковых возможностей.
В соответствии с гипотезой и целью исследования поставлены следующие задачи исследования:
- 1. Просмотреть психолого-педагогическую литературу по формированию лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
- 2. Подобрать методику логопедического обследования процесса степени сформированности лексики у детей.
- 3. Составить методические рекомендации воспитателям и родителям по совершенствованию процесса формирования лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в условиях коррекционных групп V вида дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования: Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме, беседа с воспитателями, изучение опыта работы воспитателя и логопеда, педагогический эксперимент, наблюдение.
Теоретическая значимость: состоит в расширении и углублении теоретических основ по развитию лексики в норме и развитию речи у детей с ОНР в дошкольном возрасте.
Практическая значимость: состоит в разработке составлений конкретных рекомендации учителям, логопедам, воспитателям, родителям и разработке основных требования по коррекционной работе.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.