Формирование лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретико-методологические основы по проблеме формирования лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • 1.1. Лингвистический и психолого-педагогический аспекты изучения лексики.
  • 1.2. Формирование лексики в онтогенезе.
  • 1.3. Особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи.

Выводы по первой главе.

2. Организация опытно-экспериментальной работы по теме исследования.

  • 2.1. Обследование лексической стороны у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • 2.2. Организация логопедической работы по формированию лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • 2.3. Методические рекомендации по формированию лексики.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Актуальность исследования. Лексика является важнейшей частью языковой системы и поэтому имеет большое практическое и общеобразовательное значение. Богатство словаря является признаком высокого развития речи ребенка, поэтому проблема формирования активного запаса имеет важное место в современной логопедии.

Слово представляет собой основную единицу языка, которое имеет сложное строение, где выделяются следующие основные части: лексическое значение, предметная соотнесенность, коннотативное, соотношение слова с понятием, контекстуальное значение, который выражает в слове наличие стилистико-экспрессивной оценок. Слова связаны друг с другом смысловыми связами, которые организованы в четкую лексическую сторону. Сложная система смысловых связей формирует лексическую системность и семантические поля. В процессе развития лексической стороны речи слово включается в систему синтагматических и парадигматических связей. Это является структурным аспектом значения слово.

Наиболее сложным речевым расстройством, которое имеется у детей формирование всех компонентов речевой системы, а слух и интеллект остаются в норме, является общее недоразвитие речи. Во многих работах, посвященных проблеме недоразвития речи, содержатся отдельные рекомендации по лексической работе с детьми. Наиболее подробно показан материал по формированию словаря в литературе, предназначенный обучению школьника с недоразвитием речи. Вмести с этим, проблема активизации и обогащения лексического резерва детей дошкольного возраста, направленности его формирования в ходе особого коррекционного влияния в должной мере остается недостаточно освещенным.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы формирования лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: процесс нарушения лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: специфика формирования лексики и навыков ее использования у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста.

Проблема исследования: коррекция нарушения лексики является необходимым условием для полной реабилитации детей с ОНР, однако, технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Гипотеза исследования: если работу по пополнению словарного запаса вводить в структуру всех организационных форм коррекционного обучения, то можно добиться:

  • 1. Увеличение словаря детей.
  • 2. Формирование способности к спонтанному развитию словаря.
  • 3. Повышения уровня развития языковых возможностей.

В соответствии с гипотезой и целью исследования поставлены следующие задачи исследования:

  • 1. Просмотреть психолого-педагогическую литературу по формированию лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  • 2. Подобрать методику логопедического обследования процесса степени сформированности лексики у детей.
  • 3. Составить методические рекомендации воспитателям и родителям по совершенствованию процесса формирования лексики у детей дошкольного возраста с ОНР в условиях коррекционных групп V вида дошкольных образовательных учреждений.

Методы исследования: Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме, беседа с воспитателями, изучение опыта работы воспитателя и логопеда, педагогический эксперимент, наблюдение.

Теоретическая значимость: состоит в расширении и углублении теоретических основ по развитию лексики в норме и развитию речи у детей с ОНР в дошкольном возрасте.

Практическая значимость: состоит в разработке составлений конкретных рекомендации учителям, логопедам, воспитателям, родителям и разработке основных требования по коррекционной работе.

Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.