Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Основная часть. Теоретические основы формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

  • 1.1. Сущность понятия временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.2. Методы и приемы работы воспитателя по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений и понятий о времени в дошкольной педагогике рассматривается как составная часть всестороннего гармонического, и прежде всего интеллектуального, развития ребенка. Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Более эффективно задачу формирования временных представлений можно решить в старшем дошкольном возрасте, используя для этого различные виды деятельности.

Психолого-педагогические исследования М.В. Васильевой, Т.А. Мусейибовой, К.В. Назаренко, Т.Д. Рихтерман позволили определить содержание знаний, умений и разработать методику формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. В исследовании О.А. Фунтиковой показана роль и значение моделей, схем в формировании знаний о времени. Т.Д. Рихтерман отмечает, что специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

По мнению Т.А. Мусейибовой все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. Данные свойства времени наиболее доступно и наглядно могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Не смотря на необходимость формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, в практике работы детских садов отсутствует четкая система в работе с детьми. Это определяет актуальность исследования данной проблемы.