Формирование умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир»

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Особенности диалогических умений младших школьников с умственной отсталостью.

Выводы по главе 1.

2. Методические основы формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

  • 2.1. Диагностика диалогических умений у младших школьников с умственной отсталостью.
  • 2.2. Методы и приемы формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

?

Введение

Актуальность исследования. Формирование умения участвовать в беседе у младших школьников – очень актуальная и сложная задача. Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное - эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время.

Главной задачей в воспитании и обучении умственно отсталых детей является успешная социальная адаптация учащихся. Сформированность навыков общения, умение находить личностные контакты и на их основе строить взаимоотношения с окружающими, наряду со знаниями основных предметов, законов и общеобразовательных правил – основные показатели готовности ребенка к самостоятельной жизни. Без развития коммуникативных навыков невозможно целостное становление общения как феномена социализации личности.

Анализ педагогических исследований общения позволяет выделить некоторые основные подходы к изучению данной проблемы. Изучались особенности общения в системе учитель-ученик Т. Н. Мальковская, В. Я. Ляудис, И. Л. Баскакова, проблемы общения как фактора воспитания школьников А. В. Мудрик, культуры и стиля педагогических контактов М. Ф. Гнездилов, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, особенности и способы разрешения педагогических конфликтов С. Я. Рубинштейн возможности использования полноценного межличностного общения для активизации познавательной активности школьников Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина; Е. В. Коротаева; разрабатывались программы по коррекции общения школьников с пограничными нервно-психическими расстройствами Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень, по обучению школьников общению Ж. И. Шиф.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении добавляет В. Г. Петрова. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей.

Исследования в области специальной психологии и педагогики В. А. Вяренен, Л. И. Даргевичене, Н. Л. Коломинский, Ж. И. Намазбаева, О. К. Агавелян показали, что наличие интеллектуального дефекта у школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Цель исследования – теоретически изучить особенности формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Рассмотреть особенности диалогических умений младших школьников с умственной отсталостью;
  • 3. Охарактеризовать диагностические методики умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью;
  • 4. Обосновать методы и приемы формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

Объектом исследования является процесс формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью.

Предметом исследования ¬? особенности формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

Методы исследования:

  • - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц, включая приложение.