Формирование у старших дошкольников представлений о семье

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы и проблемы формирования представлений о семье у дошкольников.

  • 1.1. Функции и типы современной семьи.
  • 1.2. Характеристика, особенности и проблематика современной семьи.

2. Представления о современной семье в старшем дошкольном возрасте.

  • 2.1. Значения формирования представлений о семье в развитии детей дошкольного возраста.
  • 2.2. Методы работы по формированию представлений о семье у старших дошкольников.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и рождением детей. Современная семья выполняет одну из наиболее значимых общественных функций – воспитание детей. Для маленького ребенка, семья это не только люди, которые помогают ему, расти и развиваться, но и основная школа воспитания. Однако родители детей дошкольного возраста, часто озабочены сформированностью у детей навыков счета, чтения и письма, а о том, как у ребенка сформированы представления о семье, и какое это значение имеет для будущей взрослой жизни ребенка, зачастую не задумываются.

Родительская семья становиться источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания. В результате происходит запечатления образов родителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми. Именно поэтому родители играют очень важную роль в жизни.

В дошкольной педагогике семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.

Ведь когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.

Поэтому можно сказать, что цель данной курсовой работы - это изучение особенностей представлений об образе современной семьи у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс формирования представлений о семье в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования - методика формирования представлений о семье у старших дошкольников в условиях детского сада.

Гипотеза: предполагаем, что представления старших дошкольников о положительной семье будут сформированы успешно, если ребенок через регулярную работу педагога будет получать представления о семейных традициях и ценностях.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

  • - Проанализировать научную, учебную и методическую литературу по данной проблеме;
  • - Изучить особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста;
  • - Выявить особенности восприятия ребенка старшего дошкольного возраста семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношения к членам семьи;
  • - Проанализировать методы работы по формированию представлений о семье в дошкольном учреждении;
  • - Использовать полученный результат на практике.

Через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека, таким образом, тема можно считать более чем актуальной.