Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников.
- 1.1. Сущность и задачи нравственного воспитания младших классов.
- 1.2. Особенности нравственного развития младших школьников.
- 1.3. Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей.
Выводы по Главе 1.
2. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
- 2.1. Содержание уроков литературного чтения как основа формирования нравственных качеств.
- 2.2. Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения.
Выводы по Главе 2.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы формирования нравственных качеств младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Вооружения нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определённых умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально - возрастными особенностями.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной работы: «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- - формирование нравственных качеств младших школьников дифференцируется с учетом их психофизиологических особенностей;
- - содержание уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы;
- - предусматривается использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- 1. Рассмотреть сущность и задачи нравственного развития младших школьников.
- 2. Выявить критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей.
- 3. Изучить условия формирования нравственных качеств младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; использование этических ситуаций; изучение педагогического опыта; анкетирование; беседы с использованием ситуаций морального выбора; педагогический эксперимент; анализ и обобщение результатов эксперимента.