Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников средствами уроков «Окружающий мир»
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.
- 1.1. Сущность понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни».
- 1.2. Психологические и физиологические основы формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у младших школьников.
Выводы по первой главе.
2. Создание педагогических условий для формирования основ культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
- 2.1. Анализ педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
- 2.2. Создание условий для обеспечения здорового образа жизни младших школьников в образовательной организации.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
На сегодняшний день состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и продолжительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровье сберегающую деятельность абсолютно всех представителей социальной структуры общества. Понимание школьниками значимости здоровья и безопасности связано с получением знаний и навыков по этой проблеме. Без усвоения определенных знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровье формирующая деятельность способна быть действительно творческой, способна позволять человеку искать собственные пути поддержания здоровья, формировать личный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье - основа жизни и развития, изучение иных культурных и нравственных ценностей - основа благополучной жизни. Сохранение здоровья - фактор избежания вырождения нации. Человек обязан поддерживать экологию собственного организма.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. На современной стадии развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Статистика показывает, что за период обучения детей в школе положение их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема поддержания здоровья детского населения появилась в результате взаимодействия большого количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не предусматриваются психофизические особенности формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Школа сегодня должна и может стать важным звеном социализации растущего поколения. Через школу проходит все население, и на этой стадии социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Необходимо общими усилиями родителей, педагогов, экспертов, имеющих подготовку по основам валеологии, формировать у детей понятие здорового и безопасного образа жизни, развивать соответствующие привычки и навыки, которые будут способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья и безопасности детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования установлено, что младший школьник должен осознавать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; применять знания о строении и функционировании организма человека для сбережения, поддержания и укрепления собственного здоровья.
Таким образом, тема нашей курсовой работы формирование культуры безопасного и здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира является актуальной и своевременной.
При всей освещенности вопроса о безопасном и здоровом образе жизни в научно-педагогической литературе, не в полной мере выявлены и те формы учебно-воспитательной работы по изучению окружающего мира, которые способствовали бы формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни у младших школьников. С нашей точки зрения расширение знаний, умений учащихся по здоровьесбережению наиболее органично сочетается с уроками по предмету «Окружающего мир».
Из этих противоречий вытекает проблема исследования: каковы формы организации учебно-воспитательной работы по формированию представлений о ЗОЖ у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»?
Объект исследования: процесс формирования культуры безопасного и здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования: окружающий мир как средство формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Цель исследования: теоретическое изучение роли предмета «Окружающий мир» в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- 1) Проанализировать теоретические основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников;
- 2) Выявить психологические и физиологические основы формирования представлений о культуре здорового и безопасного образа жизни у младших школьников;
- 3) Изучить формы и методы работы по формированию представлений о культуре безопасного и здорового образа жизни у младших школьников на уроках «Окружающий мир»;
- 4) Рассмотреть необходимые условия для обеспечения здорового и безопасного образа жизни младших школьников в образовательной организации.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы.