Формирование культуры межнационального общения
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы исследования формирования межнациональных отношений.
- 1.1. Возникновение и современное состояние проблемы.
- 1.2. Основные направления воспитания культуры межнационального общения.
Выводы по первой главе.
2. Формирование культуры межнационального общения.
- 2.1. Формирование культуры межнационального общения у школьников.
- 2.2. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании межнационального общения у детей и подростков.
Вывод по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальность исследования. Россия является многонациональной страной. Её территорию населяют многие десятки народов с различными самобытными культурами, разными историческими традициями, религиозными верованиями. Известно, что человек не может существовать вне общения с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношений разных народов, особенно в пределах одного государства, присутствовала во все времена. Уровень общения, степень актуальности общения напрямую зависел от конкретной исторической обстановки, от политики режима и других объективных факторов.
Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Несомненно и то, что в условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Вот почему в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональных конфликтов.
Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы, так как именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах сверстников.
Но в последнее время возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.
У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями.
Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы в этом направлении и обусловили ее актуальность и выбор темы исследования.
Цель исследования: рассмотрение проблемы воспитания культуры межнационального общения у детей школьного возраста.
Объект исследования – воспитание культуры межнационального общения в школе.
Предмет исследования – педагогические условия, влияющие на эффективность воспитания межнационального общения школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- 1. Изучить научно-теоретическую литературу по проблеме культуры межнационального общения школьников;
- 2. Определить и теоретически обосновать понятие, структуру и качественные характеристики компонентов межнационального воспитания школьников;
- 3. Изучить процесс формирования культуры межнационального общения у школьников;
- 4. Определить, каким образом родители и педагоги могут повлиять на формирование межнационального общения.
Теоретической основой исследования послужили работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, П.И. Пидкасистого в области теории общения и деятельности, также труды В.А. Сластенина, рассматривающих концепции личностно-ориентированного образования; работы Ю.К. Бабанского, С.П. Баранова, К.Д. Ушинского по теории учебной деятельности; теоретико-эмпирические исследования Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревской, А.С. Белкина, посвященные теории педагогического взаимодействия; работы А.Г. Асмолова, И.Г. Пчелинцевой, в которых раскрываются теоретические подходы к определению понятия толерантности.
Для решения исследовательских задач были использованы различные методы:
- - теоретические (изучение и анализ отечественных и зарубежных литературных источников).