Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках по дисциплине «Окружающий мир»

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

  • 1.1. Сущностная характеристика понятия «универсальные учебные действия».
  • 1.2. Виды универсальных учебных действий.
  • 1.3. Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе универсальных учебных действий младших школьников.

Выводы по первой главе.

2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

  • 2.1. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
  • 2.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Другими словами, среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.

Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В этом заключается актуальность темы моей работы.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе».

Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира.

Цель исследования: выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся на уроках окружающего мира.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  • 2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Методы работы: анализ и синтез литературы, посвященной проблеме исследования.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.