Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках по дисциплине «Окружающий мир»
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
- 1.1. Сущностная характеристика понятия «универсальные учебные действия».
- 1.2. Виды универсальных учебных действий.
- 1.3. Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе универсальных учебных действий младших школьников.
Выводы по первой главе.
2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
- 2.1. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
- 2.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.
Другими словами, среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, в основу которой входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.
Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
В этом заключается актуальность темы моей работы.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе».
Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира.
Цель исследования: выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся на уроках окружающего мира.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
- 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- 2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Методы работы: анализ и синтез литературы, посвященной проблеме исследования.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.