Формирование коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений.

  • 1.1. Понятие коммуникативные умения. Классификация коммуникативных умений и психолого-педагогические особенности их формирования у учащихся.
  • 1.2. Общение как одно из средств формирования коммуникативных умений.
  • 1.3. Специфика коммуникативной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Организация исследовательской деятельности по формированию коммуникативных умений у учащихся в норме и с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебного взаимодействия.

  • 2.1. Диагностика коммуникативных навыков у младших школьников в норме. Цель и задачи исследования.
  • 2.2. Диагностика коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Цель и задачи исследования.
  • 2.3. Общие выводы по результатом экспериментального исследования младших школьников в норме и с интеллектуальной недостаточностью.

3. Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений.

  • 3.1. Основные педагогические подходы в работе по формированию коммуникативных умений у учащихся.
  • 3.2. Принципы коррекционно-педагогического процесса формирования коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
  • 3.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель и методика формирования коммуникативных умений включающая в себя:

  • - планирование процесса формирования коммуникативных умений на уроках;
  • - поэтапное формирование коммуникативных умений на основе решения задач, содержащих элементы коммуникации;
  • - разработку способов и критериев сформированности осваиваемых учеником коммуникативных умений.

В современном образовании проблема развития коммуникативных способностей выходит на первый план наряду с вопросами формирования умений познавательной деятельности, интеллектуальных умений и др., что связано с появлением новых средств и способов общения между людьми, основанных на внедрении информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека, развитием и совершенствованием педагогических и психологических наук. Большое внимание уделяют ученые вопросам формирования разнообразных групп умений учащихся, так или иначе связанных с коммуникативными: у младших школьников — пользоваться лингвистическими словарями (Н. П. Пикалова), структурировать текст (Э. Г. Понамарева), оценивать учебную деятельность (В. Р. Алгушаева); у подростков — исследовательское умение (А. Ю. Фадеев), умение языковой догадки (Л. Д. Цуканова); у старшеклассников — умение принятия решений (Е. А. Ракитина), общеинтеллектуальные умения (И. И. Левина) и др. Ученые, занимающиеся вопросами обучения будущих учителей в высшей школе, также внесли значительный вклад в проблему всестороннего изучения особенностей формирования различных групп умений студентов: умения контроля учебно-познавательной деятельности школьн ка (Н. Д. Кучугурова), умения планировать урок (Е. И. Трофимова), умения работать в команде (Г. В. Лопатенков), умения организации учебной работы с учащимися (Е. В. Фролова), умения организовывать самостоятельную работу младших школьников (И. В. Крючкова) и др. Повышенный интерес к этой проблеме связан, прежде всего, с развитием многообразных средних учебных заведений, «в которых целевой установкой стало воспитание свободно выбирающего человека, культурного субъекта собственной деятельности, осознанно и ответственно принимающего решения»

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:

  • - определить структурные компоненты коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей;
  • - охарактеризовать особенности развития коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
  • - разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений у детей.

Предмет исследования – педагогические условия, методы и средства формирования коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью.