Формирование коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга.

  • 1.1. Понятие «коммуникативная культура» в психолого-педагогической литературе.
  • 1.2. Особенности коммуникативной культуры у старших подростков.
  • 1.3. Возможности тренинга в формировании коммуникативной культуры у старших подростков.

Выводы по первой главе.

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга.

  • 2.1. Организация и методики исследования.
  • 2.2. Комплекс тренинговых занятий по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.
  • 2.3. Рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Библиографический список.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В данный период не только происходит в целом перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и формируется сознательное поведение, в целом формирование совершенно новых нравственных представлений, социальных установок в обществе, а наиболее важным в данный период является - формирование коммуникативной культуры у старших подростков. Тем самым происходит качественная перестройка, изменение межличностных отношений. В связи с этим необходимо работать над формированием культуры общения в современных условиях, управлять и оптимизировать этот процесс.

Мы предполагаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков осуществиться посредством тренингов. Исследования в данной сфере личности будет способствовать не только выявлению наиболее целесообразных путей положительных изменений, произведение выборки осуществления эффективного процесса формирования коммуникативной культуры у старших подростков и снижению конфликтности в процессе межличностного отношения, агрессивности подростка в целом. Следовательно, данная проблема действительно является актуальной.

Таким образом, формирование коммуникативной культуры у старших подростков сталкивается с противоречием: между необходимостью формирования коммуникативной культуры в старшем подростковом возрасте и недостаточной разработанностью практико-ориентированных средств для реализации данного процесса.

Одним из таких эффективных средств является тренинг.

Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы данного исследования. Его проблема заключается в выявлении эффективности использования тренинговых занятий в формировании коммуникативной культуры у детей старшего подросткового возраста.

Выявленная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга».

Объектом исследования является коммуникативная культура у старших подростков.

Предмет исследования: тренинг как средство формирования коммуникативной культуры у старших подростков.

Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности реализации тренинга как средства формирования коммуникативной культуры у старших подростков.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: мы считаем, что наиболее эффективно процесс формирования коммуникативной культуры у старших подростков, возможно, будет осуществляться посредством тренинга.

Для достижения поставленной цели нужно определить следующие задачи исследования:

  • 1. Проанализировать понятие коммуникативной культуры в психологии.
  • 2. Изучить особенности коммуникативной культуры у старших подростков.
  • 3. Выявить уровень сформированнности коммуникативной культуры у старших подростков.
  • 4. Подобрать тренинговые упражнения на формирование коммуникативной культуры у старших подростков; разработать практические рекомендации по формированию коммуникативной культуры у старших подростков.

Теоретико-методологическая основа исследования: концепции социализации личности (В.Г. Бочарова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, М.И. Рожков), идеи личностно-ориентированного подхода (Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белухин, В В. Давыдов, Р. Каркуфф, К. Роджерс, Л. Рэсс, В.А. Сухомлинский); психолого-педагогические исследования общения (Г.М. Андреева, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Е В. Руденский. Н Е. Щуркова и другие).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, тестирование; количественный и качественный анализ результатов исследования, графическое отображение результатов исследования.

База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 31 города Ишима. В ходе исследования было обследовано 40 детей старшего подросткового возраста.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный. На данном этапе осуществлялся выбор и осмысление темы исследования, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой нами проблеме, определение методологического аппарата.

Второй этап – собственно-исследовательский. На этом этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой была выполнена проверка гипотезы исследования, а также теоретических положений, написанных в курсовой работе.

Третий этап – интерпретационно-оформительский. Осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, оформлялась курсовая работа.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «культура общения» применительно к подросткам старшего возраста. выявить особенности коммуникативных навыков старших подростков; Разработать результаты использования учебных курсов, направленных на воспитание культуры общения среди старших подростков, и подтвердить их на основе науки, теории и экспериментов.

Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, классных руководителей для формирования коммуникативной культуры детей старшего подросткового возраста и совершенствования образовательного процесса в целом.

Апробация работы: осуществлялась на педагогическом совете в МАОУ СОШ № 31 г. Ишима. Был представлен доклад на тему: «Формирование коммуникативной культуры у старших подростков посредством тренинга».

Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.

Объем работы составляет 66 страниц печатного текста в компьютерной обработке.