Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 1.1. Проблема формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
- 1.2. Особенности количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 1.3. Методические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 1.4. Значение игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами.
- 2.1. Определение исходного уровня сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
- 2.2. Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами.
- 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение.
Приложение 1. Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Приложение 2. Методические материалы формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Приложение 3. Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
Приложение 4. Сводный протокол результатов исследования.
Введение
Формирование у детей количественных представлений является одной из ведущих задач математического развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что полноценное развитие количественных представлений у дошкольников оказывает огромное влияние на общее развитие личности, готовит к школьному обучению, расширяет жизненные возможности. Восприятие множественности предметов, явлений способствует все окружение ребенка – множество людей, знакомых и незнакомых, множество двигающихся перед глазами предметов и явлений и т.д. Следует отметить, что уже в раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов, они овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества.
Возможности формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста изучены А.Н. Гвоздевой, А.М. Леушиной. Н.А. Менчинской, В.С. Филатовым, в работах В.В.Даниловой, Л.И. Ермолае¬вой, Е.А. Тархановой отражены возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста.
Анализ современного состояния концепции математического развития дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости формирования представлений о множестве в процессе игровой деятельности, используя объекты из ближнего окружения ребенка, что обеспечит реализацию различных операций с предметными множествами позволит в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений, формировать понятие о натуральном числе (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и др.), что находит отражение во внедряемых в настоящее время ФГОС дошкольного образования.
Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы исследования: «Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно–экспериментальным путём проверить эффективность использования игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игры с бытовыми предметами как средство формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: игры с бытовыми предметами будут являться эффективным средством формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, если:
- - их содержание выстроено с учетом последовательности и усложнения задач дочислового этапа;
- - игровые действия выполняются с предметами ближайшего окружения;
- - предлагается интересный и значимый сюжет.
Задачи исследования:
- 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 2. Обосновать возможность использования игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 3. Выявить исходный уровень сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
- 4. Опытно-экспериментальным путём определить эффективность использования игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа: концепция А.М. Леушиной о формировании количественных представлений на основе сравнения двух групп предметов; исследования В.В. Даниловой об особенностях восприятия количества детьми дошкольного возраста; исследования А.А. Столяра в области педагогического руководства математическим развитием в процессе игр с правилами; исследования Л.В. Ворониной об использовании игр с бытовыми предметами в математическом развитии детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы: анализ предметно-пространственной среды; диагностические задания, направленные на выявление количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста (Л.И. Ермолаева); педагогический эксперимент. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что практические материалы по формированию количественных представлений у младших дошкольников посредством игр с бытовыми предметами могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка», г. Черногорск.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.