Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 1.1. Проблема формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
- 1.2. Особенности количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 1.3. Методические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 1.4. Значение игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами.
- 2.1. Определение исходного уровня сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
- 2.2. Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами.
- 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение.
Приложение 1. Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Приложение 2. Методические материалы формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Приложение 3. Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.
Приложение 4. Сводный протокол результатов исследования.
Введение
Формирование Сѓ детей количественных представлений является РѕРґРЅРѕР№ РёР· ведущих задач математического развития детей дошкольного возраста. Рто обусловлено тем, что полноценное развитие количественных представлений Сѓ дошкольников оказывает РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ влияние РЅР° общее развитие личности, готовит Рє школьному обучению, расширяет жизненные возможности. Восприятие множественности предметов, явлений способствует РІСЃРµ окружение ребенка – множество людей, знакомых Рё незнакомых, множество двигающихся перед глазами предметов Рё явлений Рё С‚.Рґ. Следует отметить, что СѓР¶Рµ РІ раннем возрасте Сѓ детей накапливаются представления Рѕ совокупностях, состоящих РёР· однородных Рё разнородных предметов, РѕРЅРё овладевают СЂСЏРґРѕРј практических действий, направленных РЅР° восприятие численности множества.
Возможности формирования представлений Рѕ множестве Сѓ детей дошкольного возраста изучены Рђ.Рќ. Гвоздевой, Рђ.Рњ. Леушиной. Рќ.Рђ. Менчинской, Р’.РЎ. Филатовым, РІ работах Р’.Р’.Даниловой, Р›.Р. Ермолае¬вой, Р•.Рђ. Тархановой отражены возможности формирования количественных представлений Сѓ детей раннего возраста Рё пути РёС… совершенствования Сѓ детей дошкольного возраста.
Анализ современного состояния концепции математического развития дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости формирования представлений о множестве в процессе игровой деятельности, используя объекты из ближнего окружения ребенка, что обеспечит реализацию различных операций с предметными множествами позволит в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений, формировать понятие о натуральном числе (В.Н. Аванесова, О.М. Дьяченко, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и др.), что находит отражение во внедряемых в настоящее время ФГОС дошкольного образования.
Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы исследования: «Формирование количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством игр с бытовыми предметами».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно–экспериментальным путём проверить эффективность использования игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игры с бытовыми предметами как средство формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: игры с бытовыми предметами будут являться эффективным средством формирования количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста, если:
- - их содержание выстроено с учетом последовательности и усложнения задач дочислового этапа;
- - игровые действия выполняются с предметами ближайшего окружения;
- - предлагается интересный и значимый сюжет.
Задачи исследования:
- 1. Рзучить Рё проанализировать психолого-педагогическую литературу РїРѕ проблеме формирования количественных представлений Сѓ детей дошкольного возраста.
- 2. Обосновать возможность использования игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- 3. Выявить исходный уровень сформированности количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
- 4. Опытно-экспериментальным путём определить эффективность использования игр с бытовыми предметами в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа: концепция А.М. Леушиной о формировании количественных представлений на основе сравнения двух групп предметов; исследования В.В. Даниловой об особенностях восприятия количества детьми дошкольного возраста; исследования А.А. Столяра в области педагогического руководства математическим развитием в процессе игр с правилами; исследования Л.В. Ворониной об использовании игр с бытовыми предметами в математическом развитии детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы РїРѕ проблеме исследования. Рмпирические методы: анализ предметно-пространственной среды; диагностические задания, направленные РЅР° выявление количественных представлений Сѓ детей младшего дошкольного возраста (Р›.Р. Ермолаева); педагогический эксперимент. Рнтерпретационные методы: количественный Рё качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что практические материалы по формированию количественных представлений у младших дошкольников посредством игр с бытовыми предметами могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чайка», г. Черногорск.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.