Формирование иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на основе лингвострановедческого материала
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты формирования иноязычной межкультурной компетенции.
- 1.1. Понятие иноязычной межкультурной компетенции, её виды.
- 1.2. Принципы формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на основе лингвострановедческого материала.
- 1.3. Психолого–педагогические и методические основы иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы.
Выводы по первой главе.
2. Лингвострановедческий материал при обучении иностранному языку.
- 2.1. Понятие лингвострановедение в современной методике иностранного языка.
- 2.2. Лингвострановедческий материал как составляющая часть при обучении иностранному языку.
- 2.3. Виды и формы заданий на основе лингвострановедческого материала.
Выводы по второй главе.
3. Экспериментальная работа по использованию лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы.
- 3.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.
- 3.2. Констатирующий этап.
- 3.3. Формирующий этап.
- 3.4. Контрольный этап.
Выводы по третьей главе.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Введение
В настоящее время в каждой стране в образовательной системе тщательно проводятся реформы по улучшению системы образования. Все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования учебной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Одно из направлений государственной политики в области образования связано с формированием иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.
Общеобразовательная школа должна быть способна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, в том числе опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, другими словами, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В современной методике при обучении иностранному языку лингвострановедение играет огромную роль. Каждый учитель и преподаватель старается пользоваться элементами лингвострановедения изучаемого языка, чтобы развивать интерес к изучению иностранного языка. Более того, изучение иностранного языка нуждается в языковой и культурной среде, которой нет в системе отечественного образования.
По мнению большинства методистов и преподавателей, невозможно подготовить высококвалифицированных специалистов без ознакомления с традициями и реалиями иностранного языка.
Наша тема является актуальной, потому что она определяется современными реалиями и традициями. Лингвострановедческие материалы при изучении иностранного языка мотивируют обучающихся, когда данные материалы представлены в изучаемом иностранном языке, в том числе в лексических материалах. Следовательно, изучение культуры изучаемого языка невозможно представить отдельно от языка. Язык и культура очень тесно связаны, поэтому нам важно понять, что в рамках методики преподавания иностранного языка следует не только дать знания, но и обучить языку.
Страноведение занимается комплексным изучением стран и регионов, дает представление о социально – экономическом положении народа, о его культуре, обычаях. В рамках страноведения возникла новая наука – лингвострановедение, которая ориентирована на лингвистику, изучающую ИЯ в сопоставлении с родным языком.
Исходя из того, что язык и культура неразрывно связаны, то и методика обучения должна подразумевать не только передачу знаний, но и обучение языку.
Основные аспекты разработки моделей развития межкультурной компетенции довольно широко раскрыты в работах И.Л. Бим, А.А. Брагиной, Е.Г. Волковой, Н.Д. Гальсковой, Г.В. Елизаровой, И.А. Масловой и др.
Лексический аспект обучения лингвострановедению Великобритании поднимается также в трудах В.П. Конецкой, Н.Н. Михайлова.
В том числе и зарубежные исследователи посвятили свои труды лексическим аспектам при обучении лингвострановедению Великобритании. Среди них следует отметить Coulthard M., Fox K., Ginsburg R. A., Huston S., Hoey M., Lewis M., и других.
Актуальность исследования заключается в том, что нам следует:
- – создать определенные педагогические условия для формирования и развития иноязычной межкультурной компетенции обучающихся в школе;
- – разработать методические рекомендации для повышения данного аспекта среди школьников.
Современная система образования уделяет значительное внимание проблеме овладения как общими, так и частными, компетенциями на достаточном уровне, чтобы осуществлять иноязычное межличностное общение. На каждом этапе обучения иностранному языку продолжается формирование межкультурной компетентности обучающихся и на данном этапе возникают противоречия:
- – между требованиями Государственного образовательного стандарта, который содержит уровень владения выпускниками ключевых компетенций и недостаточным формированием данных компетенций;
- – между накопленной богатой практикой обучения в средней школе и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.
Поэтому проблема состоит в выявлении эффективных педагогических условий для успешного формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся на среднем этапе обучения.
Объект исследования – процесс формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы.
Предмет исследования – комплекс заданий на основе лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.
В основу исследования положена гипотеза - использование лингвострановедческого материала в процессе обучения иностранному языку в средней школе будет способствовать формированию иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.
Цель исследования состоит в том, чтобы исследовать значение использования лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на уроках английского языка.
Задачи исследования:
- – изучить теоретические аспекты изучения формирования иноязычной межкультурной компетенции;
- – дать определение «лингвострановедческий материал»;
- – изучить понятие «лингвострановедение» в современной методике;
- – определить понятие «иноязычной межкультурной компетенции», её виды;
- – определить принципы формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на основе лингвострановедческого материала;
- – рассмотреть психолого–педагогические и методические основы иноязычной межкультурной компетенции учащихся средней школы.
Методы исследования:
- – системно – структурный анализ различных источников;
- – обобщение, анализ;
- – системный подход к подаче материала.
Новизна данного исследования заключается в отборе современного практически значимого лингвострановедческого материала на основе разработанного комплекса методических приемов и заданий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализированы и обобщены основные методики изучения лингвострановедческого материала для формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся средней школы на уроках английского языка.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования, разработанный комплекс упражнений и представленные в ней выводы могут быть использованы в практике обучения английскому языку.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В работе использовано 50 источников.