Формирование двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.
- 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- 1.2. Современные походы к организации и содержанию физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития.
Выводы по главе 1.
2. Методические особенности формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.
- 2.1. Диагностика двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.
- 2.2. Методы и приемы формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность исследования. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, многие исследователи изучавшие функции двигательной активности отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.
В данное время в России численность школьников с ограниченными возможностями здоровья не снижается, а неизменно увеличивается. В это количество попадает большая категория детей с задержкой психического развития (ЗПР). В научной литературе выделяют ряд причин такого роста: патологии в период внутриутробного формирования; родовая травма и асфиксия во время родов; разного рода заболевания в ранние годы жизни ребёнка; неблагополучные жизненные условия; педагогическая запущенность детей; отсутствие медицинской помощи и лечения в первые годы жизни. Огромное значение имеет физическое развитие для ребенка с задержкой психического развития младшего школьного возраста, потому что в этом возрасте организм ребенка в наибольшей степени податлив, и индивидуальная работа с ним позволяет устранить существующие недостатки в развитии.
В системе специального образования накоплен значительный опыт по формированию двигательной сферы в процессе физического воспитания (Р.Д. Бабенкова, Г.А. Бутко, А.А. Дмитриев, Н.А. Козленко, В.М. Мозговой, А.С. Самыличев и др.), содержание, методы и приемы физического воспитания детей с задержкой психического развития не нашли должного освещения в работах современных исследователей, а проблема двигательной активности, ее регулирование средствами физического воспитания не освещались. В работах ряда авторов доказано, что снижение объема движений у детей данной категории отмечается с раннего детства, оно является результатом раннего поражения ЦНС и обнаруживается не только в двигательной сфере, но и в психической деятельности в целом (Н.А. Бернштейн, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер).
Для детей с задержкой психического развития двигательная активность в ходе выполнения физических упражнений может стать мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций (А.А. Дмитриев, О.В. Защиринская, Е.М. Мастюкова, В.М. Мозговой, Б.В. Сермеев и др.). Следовательно, разработка теоретических основ изучения двигательных возможностей школьников с задержкой психического развития и пути их совершенствования может быть одним из приоритетных направлений физического воспитания.
Цель исследования – теоретически изучить проблему формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- 2. Охарактеризовать современные походы к организации и содержанию физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития;
- 3. Рассмотреть специфику диагностики двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития;
- 4. Обосновать методы и приемы формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.
Объектом исследования является двигательная активность младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования – особенности формирования двигательной активности младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.