Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников средствами системы творческих занятий

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к природе у младших школьников средствами системы творческих заданий.

  • 1.1. Сущность и содержание понятия «ценностное отношение к природе» и «система творческих заданий».
  • 1.2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у младших школьников средствами системы творческих заданий.

2. Опытно-эксперементальная работа по формированию ценностного отношения к природе у младших школьников средствами системы творческих заданий.

  • 2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников.
  • 2.2. Реализации педагогических условий по формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Прошедший век ознаменовался обращением общества к экологическим проблемам, что в первую очередь было обусловлено потребностью людей в сохранении здоровья и улучшении среды своего обитания. На рубеже XX XXI веков обострился кризис антропогенной цивилизации, что вызвало необходимость зарождения экогенной цивилизации, изменения центрации сознания общества с проблем человека на проблемы взаимодействия человека с природой.

Решение проблем взаимодействия человека и природы ученые видят в формировании экологической культуры общества как части общей культуры, формирование которой является задачей образования. Необходимыми компонентами этой культуры являются экологические знания, умения и навыки ресурсосберегающей и природоохранной деятельности, деятельности по восстановлению и улучшению экологического состояния окружающей природы, а также ценностное отношение к природе. Они формируются прежде всего в процессе экологического образования (С. В. Алексеев, Л.И. Бурова, И.Т. Гайсин, Н.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, Л.А. Коробейникова, Т.А. Соловьева и др.).

В условиях рыночной экономики существующая многие годы система экологического воспитания, нацеленная на формирование грамотного природопользователя, не выдерживает конкуренции с установками на сиюминутную экономичную выгоду. В этой ситуации воспитание экологической культуры школьника не должно ограничиваться передачей экологических знаний, всё более ясной становится необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, на формирование ценностного отношения к природе.

Согласно содержанию нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и требованиями времени, одним из ведущих приоритетов образования является воспитание ценностного отношения к природе.

В примерной образовательной программе образовательного учреждения отражены основные направления экологического воспитания младших школьников, а именно:

  • - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • - ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • - элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • - бережное отношение к растениям и животным.

Все вышеперечисленные положения подчёркивают актуальность данной проблемы на современном этапе.

Человек - часть природы: он не может существовать вне природы, не может нарушать её законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полной гармонии с природой, человек сможет сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Воспитание ценностного отношения к природе – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает сознание – ценностное отношение к природе. На современном этапе развития общества основной задачей программы улучшения экологической ситуации в нашем государстве является забота о сохранении природной среды. Эта программа предполагает улучшения путей и способов разрешения экологических проблем, рациональное природоиспользование, ресурсообеспечение, заботливое отношение к природе.

В наши дни особое значение приобретает ценностное отношение человека к природе. Неразумное, потребительское отношение, бездействие людей к природе неизбежно приводит к угрозе истребления многих видов растений и животных и в конечном счете самого человека.

Период младшего школьного возраста – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержание экологического воспитание является формирование у ребенка ценностного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в детстве. Ценностное отношение детей к природным объектам строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знаний о приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и их адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснение взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления ценностного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в рисунках, ухаживать за животными и растениями).

Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитии теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили об эмоциональной связи детей с природой. Таких же взглядов придерживаются и современные ученые: Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина указывают на необходимость накопления практического опыта у детей для формирования у них ценностного отношения к природному окружению. По мнению В.А. Сухомлинского и С.Л. Рубинштейна ценностное отношение тесно связано с развитием эстетических чувств к природе.

Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Противоречие: между объективными потребностями практики в формировании ценностного отношения к природе у младших школьников и отсутствием обоснованных педагогических условий системы творческих заданий как средства формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.

Проблема: каковы педагогические условия использования системы творческих заданий как средства формирования ценностного отношения к природе у младших школьников. Решение данной проблемы составляет цель.

Цель исследования – выявить и экспериментально обосновать педагогические условия использования системы творческих заданий как средства формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.

Объект исследования – процесс формирования ценностного отношения к природе у младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у младших школьников средствами системы творческих заданий.

Задачи исследования:

  • 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия ценностного отношения к природе.
  • 2. Выявить существенные характеристики системы творческих заданий.
  • 3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников.
  • 4. Подобрать диагностические методики, выявить и охарактеризовать уровни сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников.
  • 5. Обосновать и реализовать педагогические условия использования системы творческих заданий, способствующие формированию ценностного отношения к природе у младших школьников.
  • 6. Выявить динамику уровней сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников.

Гипотеза исследования: использование системы творческих заданий в воспитании ценностного отношения к природе у младших школьников будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • 1. Использование системы творческих заданий должно опираться на межпредметные связи.
  • 2. Система творческих заданий направлена на создание личностно значимых ситуаций, решение ценностно-смысловых задач.

Методы исследования: в ходе исследования была использована система методов:

  • 1. Теоретические: анализ научной литературы, анализ документации, построение гипотез.
  • 2. Социально-педагогические: анкетирование, беседа.
  • 3. Эмпирические: эксперимент.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, основных выводов, заключения, списка литературы, приложений.