Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • 1.2. Психолого-педагогические и речевые особенности развития детей с общим недоразвитием речи.

Выводы по главе 1.

2. Методические особенности формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

  • 2.1. Диагностика активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
  • 2.2. Методы и приемы формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Проблема речевого развития независимо от образовательных направлений всегда была и остается актуальной. Начиная с дошкольного возраста, ребенок должен быть подготовлен к широкому межличностному общению с окружающими его людьми в различных сферах жизнедеятельности. Овладение родным языком является одним из важнейших достижений ребенка в дошкольном возрасте, так как именно этот возрастной этап является наиболее благоприятным для усвоения речи.

Особенно актуальным сегодня является вопрос развития речи и словарного запаса детей, имеющих речевые развития. Одной из данной патологической классификации является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с ОНР зачастую нарушено формирование всех компонентов речевой системы, следовательно, у них отмечается и недостаточность развития словаря как основы для становления речи. Поэтому для правильного построения коррекционной работы детей с ОНР актуальным является выявление особенностей активного словаря у этих детей.

Использование игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи имеет особое значение: дошкольники с ОНР обычно малоактивны на занятиях, необщительны, не показывают речевой активности, а участие в игре мотивирует их к общению, позволяет пользоваться речевыми средствами в ситуациях, интересных для детей.

Эффективность использования игровых приёмов в работе над формированием словаря обусловливается тем, что игры способствуют активизации словаря, закреплению новых слов в лексиконе ребёнка, помогают усвоению родовых и видовых понятий, обобщающих значений слов.

В исследованиях Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др. отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Разработка психолингвистического аспекта формирования активного словаря детей с общим недоразвитием речи ОНР освещена в научных т рудах и публикациях В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Соботович, Л. Б. Халиловой и др.

Использование игровых приёмов в логопедической работе по развитию словаря у детей с ОНР рассматривали такие авторы как Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. И. Селиверстов, С. А. Васильева, Н. В. Соколова, и др.

Основываясь на актуальности рассматриваемой проблемы нами был осуществлен выбор темы для исследования: «Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности».

Целью исследования является теоретическое изучение особенностей формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Описать психолого-педагогические и речевые особенности развития детей с общим недоразвитием речи;
  • 3. Охарактеризовать диагностику активного словаря у детей с общим недоразвитием речи;
  • 4. Обосновать методы и приемы формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Объект исследования – процесс речевого развития у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Предмет исследования – особенности формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

  • - теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 39 страниц, включая приложение.