Феномен социального отчуждения в подростковом возрасте
План курсовой работы
Введение.
1. Одиночество как феномен психической жизнедеятельности.
- 1.1. Основные подходы к психологическому анализу одиночества.
- 1.2. Особенности переживания одиночества молодыми людьми.
2. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков испытывающих и не испытывающих состояние одиночества.
- 2.1. Организация и методы исследования.
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов.
Список использованных источников.
Введение
Состояние одиночества переживается человеком по-разному на протяжении всей жизни, в разные её периоды. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковом возрасте в связи с тем, что расширяются и актуализируются социальные потребности. Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений, в накоплении собственного социального опыта, в расширении дружеских контактов, в знакомстве с различными людьми, потребности в причастности и признании, желание быть принятым различными социальными группами. Исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием подростка оторванности от общества сверстников, семьи. Подросток становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него. Он выбирает одиночество, когда не находит эмоционального отклика в ходе общения с другими людьми. Проблема одиночества подростков получила отражение в трудах известных зарубежных психологов, таких как Р. Вейс, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, К. Роджерс, К. Ясперс и другие. В отечественной психологии крайне мало работ, посвященных проблеме одиночества, особенно у подростков. Это связано с тем, что отечественная психологическая наука в советский период как бы не замечала этот феномен, полагая, что советскому подростку не свойственно и даже противопоказано состояние одиночества. Среди немногих российских исследователей, занимающихся данной проблематикой, можно назвать специалистов в области одиночества и переживаний И. С. Кона, С. Г. Корчагину, Н. Е. Покровского. Проблема одиночества требует серьезного осмысления, теоретических и экспериментальных научных исследований.
Признавая существование и психологическую содержательность подросткового одиночества, следует отметить, что какими бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это своё состояние и как он его использует. Продуктивное использование этого состояния снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, самовоспитания у него тех или иных умений, интересов, активно заниматься спортом, то есть путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, сочувствия, сопереживания, милосердия, сострадания, то есть путь к людям.
Объект исследования: личностные особенности подростков.
Предмет исследования: личностные особенности подростков, испытывающих состояние одиночества.
Цель исследования: изучить личностные особенности подростков, испытывающих состояние одиночества.
Задачи исследования:
- 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме одиночества в подростковом возрасте.
- 2. Выявить личностные особенности подростков, испытывающих состояние одиночества.
- 3. Провести сравнительный анализ личностных особенностей подростков, испытывающих с группой ровесников, не испытывающих состояние одиночества.
- 4. Найти связи переживаемого одиночества и личностных особенностей подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у подростков, испытывающих состояние одиночества, преобладает заниженная самооценка, низкий уровень коммуникативных способностей и организаторских навыков, они эмоционально неустойчивы, более зависимы, ориентированы в большей степени на свой внутренний мир, неуверенные в себе. Также, переживаемое одиночество имеет связь с личностными особенностями подростков.