Элементы истории математики как средство воспитания школьников
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы использования элементов истории в процессе обучения математики.
- 1.1. Особенности процесса обучения математике в начальной школе.
- 1.2. Возможности использования элементов истории в процессе обучения математике в начальной школе.
- 1.3. Исторический материал с математическим содержанием. О старинных мерах длины.
- 1.4. О старинных мерах массы.
2. Методические особенности использования элементов истории в процессе обучения математике.
- 2.1. Анализ учебников на наличие в них заданий с элементами истории.
- 2.2. Комплекс заданий с элементами истории в процессе обучения математики в начальной школе.
Заключение.
Список используемых источников.
Приложения.
Введение
В наше время наблюдается рост интереса к проблемам математического образования. Математика, в отличие от других предметов, имеет отвлечённый, абстрактный характер. На уроках оперируют такими понятиями, как число, мера, пространственные формы, и учащимися они воспринимаются как формальные, оторванные от жизни. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача связать обучение с жизнью, показать, что возникновение математических понятий связано с практической деятельностью человека. С этой целью рекомендуется знакомить детей с некоторыми сведениями из истории математики, показывать отдельные явления в динамике, изменении.
В ФГОС среднего (полного) общего образования указывается, что изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: «сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики; сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления».
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. В полной мере это относится и к математическому образованию.
История науки в школе нужна для реализации важнейших целей обучения: формирования диалектико-материалистического мировоззрения, научного и теоретического мышления, эмоционально-мотивационной сферы и системы ценностей учащихся. Формирование указанных свойств личности служит одновременно и средством глубокого усвоения предмета, развития и воспитания школьников. Исторический аспект в единстве с материалом и логикой предмета показывает процесс развития человека и научного знания.
История математики представляет собой часть общей истории развития человеческой культуры.
Проблема включения элементов истории науки в процесс обучения математике находилась в центре научных интересов известных отечественных педагогов-математиков (Г.В. Дорофеева, Н.Я. Виленкина, И.Я. Депмана). Ими отобран исторический материал, осуществлена его дидактическая обработка, однако лишь для учащихся средней школы. Соответствующий субъектному опыту младших школьников учебный материал данного жанра отсутствует; недостаточно проработано и его методическое обеспечение.
Источники по истории математики содержат богатый методический материал, но его следует дидактически обработать, чтобы элементы истории гармонично вливались в урок и в комплексе решали все его задачи.
Восприятие материала ряда тем на уроках математики происходит у некоторых учащихся с видимыми затруднениями. Одним из способов их преодоления является такое изложение материала, когда сложная для восприятия учащихся информация перемежается различными отвлеченными, на первый взгляд, но, в действительности тесно с ним связанными моментами, например - историческими сведениями. Их планомерное и целенаправленное использование в обучении математике позволяет к тому же разнообразить сам процесс обучения, сделав его более содержательным и интересным для учащихся, повысив его развивающую функцию.
Изучение истории рассматриваемой науки способствует более полному и глубокому усвоению различных понятий, дает представление как о закономерности развития того или иного понятия, так и науки в целом, настраивает учащихся эмоционально на восприятие культурного наследия, особенно России, нося тем самым и воспитательную значимость.
На основании сказанного выше составим логический аппарат исследования.
Цель исследования: рассмотреть особенности использования элементов истории в процессе обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: процесс обучения математике в младших классах.
Объект исследования: использование элементов истории на уроках математики.
Задачи исследования:
- - изучить теоретические основы использования элементов истории в процессе обучения математике;
- - рассмотреть особенности процесса обучения математике в начальной школе;
- - рассмотреть методические особенности использования элементов истории в процессе обучения математике младших школьников;
- - провести анализ учебников математики на наличие в них заданий с элементами истории;
- - изучить опыт работы учителей начальных классов по использованию исторических материалов на уроках математики;
- - предложить комплекс заданий с элементами истории в процессе обучения математике младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы.
Гипотеза исследования: применение исторического материала на уроках математики будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, если будут соблюдены следующие условия:
- - исторический материал будет рассматриваться в качестве одного из основных средств развития познавательного интереса учащихся;
- - при использовании исторического материала на уроках математики будут учитываться психологические особенности детей конкретной возрастной группы, а также выявленные в науке методы и приемы организации уроков с применением исторического материала;
- - использование исторического материала на уроках математики будет носить систематический характер.