Экологические игры как средство формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических игр.

  • 1.1. Особенности формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.2. Использование экологических игр в процессе формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы по первой главе.

Список литературы.

Введение

Природа является одним из первых источников приобщения ребенка к окружающей действительности, воспитания в нем духовно-нравственных чувств, обогащения его эмоционально-положительной сферы.

Живая природа является удивительным, сложным, многогранным миром. Необходимо осуществлять экологическое образование и воспитание, чтобы дети познавали природу, приобретали практические навыки, умели ориентироваться в природе, рационально использовали природные ресурсы, охраняли природу, любили и уважали живую природу. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Это Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие. Они обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше.

Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой.

В исследованиях Б.Н. Боневой, В.Г. Грецовой, Л.Ф. Захаревич, И.А. Хайдуровой, Т.В. Христовской и других раскрывается значение растений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

По мнению В.Г. Грецовой, основой формирования положительного отношения к растениям является наличие у дошкольников знаний о растениях как живых существах.

Экологические игры являются формой экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы. Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательных и занимательных начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями (В.А. Дрязгунова, Л.П. Молодова, О.М. Газина).

Исследования Н. Н. Кондратьевой, Т. В. Колбасиной, И. П. Лобуревой, С. Н. Николаевой, Г. А Огурцовой показали, что в дошкольном возрасте, в детстве, складывается начальное ощущение окружающего мира, закладываются главные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ученые доказали, что оптимальной формой ознакомления дошкольников с природой являются игры.