Дидактическая игра как средство познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы проблемы познания детей.
- 1.1. Сущность понятия «дидактическая игра». Психолого-педагогические аспекты дидактических игр.
- 1.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познания детей.
- 1.3. Дидактическая игра её компоненты и виды.
- 1.4. Методика руководства дидактической игрой.
2. Проект работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами дидактической игры.
- 2.1. Опыт работы воспитателей по проблеме обучения детей средствами дидактической игры (на основе анализа статей журналов).
- 2.2. Использование дидактических игр в познании детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с окружающим миром.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение
«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский) – ориентируют педагогов на гуманизации воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…».
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.
Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Поставленная Л.С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, в исследованиях их сотрудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изложение истории создания отечественной теории игры, ее основных понятий и экспериментальных исследований содержится в фундаментальной монографии Д.Б. Эльконина.
Таким образом, актуальной проблемой современности является проблема обучения детей в игровой деятельности. Актуальность данной проблемы определила выбор темы курсовой работы «Дидактическая игра как средство познания детьми дошкольного возраста окружающего мира».
Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс.
Предмет исследования - обучение детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Так, как процесс познания - это объёмный процесс, мы в своей работе остановились на познании ознакомлению с окружающим миром.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель исследования: теоретически обосновать и разработать проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами дидактической игры. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- 1. На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть сущность и структуру понятия: «дидактическая игра».
- 2. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познания детей старшего дошкольного возраста ознакомлению с окружающим.
- 3. Выделить виды и компоненты дидактических игр.
- 4. Подобрать комплекс дидактических игр используемых в обучении детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим.
База исследования: исследование проводилось на базе старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.