Диагностика нарушений интеллекта в дошкольном возрасте
План курсовой работы
Введение.
1. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний.
- 1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости.
- 1.2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.
2. Из истории развития методов выявления умственной отсталости.
- 2.1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины XX в.).
- 2.2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом.
- 2.3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России.
3. Современная теория и практика выявления нарушений умственного развития детей и комплектование для них специальных (коррекционных) учреждений в России.
- 3.1. Принципы комплектования специальных учреждений.
- 3.2. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК).
- 3.3. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития.
- 3.4. Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта.
- 3.5. Организация и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта.
- 3.6. Организация и содержание работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллекта (имбецилов).
- 3.7. Пути изучения детей, дополняющие работу психолого-медико-педагогических консультаций.
- 3.8. Изучение детей после обследования их в психолого-медико-педагогических консультациях.
Список использованной литературы.
Введение
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом внимании и заботе.
Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
Перед дефектологами встает задача психолого-педагогической диагностики, и прежде всего дифференциации разных видов аномального развития.
В целях подготовки высококвалифицированных педагогов на отделениях олигофренопедагогики дефектологических факультетов страны введена специальная учебная дисциплина, основные задачи которой — раскрыть теоретические основы, организацию и содержание работы по комплектованию учреждений для детей с нарушениями интеллекта, вооружить студентов знаниями о методах психолого-педагогической диагностики детей дошкольного и школьного возраста, отстающих в развитии, сформировать практические навыки работы по проведению отбора детей с нарушениями интеллекта в специальные (коррекционные) учреждения, а также по оказанию консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии.
В данном учебнике рассматривается одно из направлений психо-диагностики - диагностика нарушений умственного развития, раскрываются методы, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков, отграничивающих умственную отсталость от сходных с ней состояний. Излагается история вопроса о методах выявления умственной отсталости у детей, а также современное состояние проблемы комплектования учреждений для них в нашей стране и за рубежом. В учебнике нашли отражение научные достижения отечественных и зарубежных психологов и дефектологов. Следует также иметь в виду, что подготовлено новое типовое положение о психолого-медико-педагогических консультациях.
Хотя учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов, он может быть использован и работниками учреждений для детей с нарушениями интеллекта, и членами психолого-медико-педагогических консультаций, комплектующих эти учреждения. Эти знания необходимы также каждому педагогу, работающему с детьми.