Диагностика нарушений интеллекта в дошкольном возрасте

План курсовой работы

Введение.

1. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний.

  • 1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости.
  • 1.2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.

2. Из истории развития методов выявления умственной отсталости.

  • 2.1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины XX в.).
  • 2.2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом.
  • 2.3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России.

3. Современная теория и практика выявления нарушений умственного развития детей и комплектование для них специальных (коррекционных) учреждений в России.

  • 3.1. Принципы комплектования специальных учреждений.
  • 3.2. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК).
  • 3.3. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития.
  • 3.4. Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта.
  • 3.5. Организация и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта.
  • 3.6. Организация и содержание работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллекта (имбецилов).
  • 3.7. Пути изучения детей, дополняющие работу психолого-медико-педагогических консультаций.
  • 3.8. Изучение детей после обследования их в психолого-медико-педагогических консультациях.

Список использованной литературы.

Введение

Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом внимании и заботе.

Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.

Перед дефектологами встает задача психолого-педагогической диагностики, и прежде всего дифференциации разных видов аномального развития.

В целях подготовки высококвалифицированных педагогов на отделениях олигофренопедагогики дефектологических факультетов страны введена специальная учебная дисциплина, основные задачи которой — раскрыть теоретические основы, организацию и содержание работы по комплектованию учреждений для детей с нарушениями интеллекта, вооружить студентов знаниями о методах психолого-педагогической диагностики детей дошкольного и школьного возраста, отстающих в развитии, сформировать практические навыки работы по проведению отбора детей с нарушениями интеллекта в специальные (коррекционные) учреждения, а также по оказанию консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии.

В данном учебнике рассматривается одно из направлений психо-диагностики - диагностика нарушений умственного развития, раскрываются методы, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков, отграничивающих умственную отсталость от сходных с ней состояний. Излагается история вопроса о методах выявления умственной отсталости у детей, а также современное состояние проблемы комплектования учреждений для них в нашей стране и за рубежом. В учебнике нашли отражение научные достижения отечественных и зарубежных психологов и дефектологов. Следует также иметь в виду, что подготовлено новое типовое положение о психолого-медико-педагогических консультациях.

Хотя учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов, он может быть использован и работниками учреждений для детей с нарушениями интеллекта, и членами психолого-медико-педагогических консультаций, комплектующих эти учреждения. Эти знания необходимы также каждому педагогу, работающему с детьми.