Детский фольклор и его использование в работе с дошкольниками
План курсовой работы
Введение.
1. Педагогические принципы и возможности фольклора.
2. Малые жанры фольклора в детском чтении.
3. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора.
4. Методика использования малых форм фольклора в развитии ребенка.
Заключение.
Библиографический список.
Практическая часть.
Введение
Воспитание ребенка словом начинается СЃ фольклора, устной народной словесности. Рспользование разного жанра фольклора СЃ первых Р¶Рµ лет Р¶РёР·РЅРё ребенка помогает РІ его гармоничном интеллектуальном Рё эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту Рё многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает РІ нём ответные чувства.
Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.
Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки - этнопедагогики, фольклористики, этнографии, историков, и самое главное - это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древняя педагогическая наука, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею.
Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Сегодня устная народная словесность приходит к малышу иным путём, чем столетия назад. Рвсё - таки даже сегодня, как и в древности, каждый ребенок проживает путь дочитательский, дописьменный, когда воспринимает народную словесность, художественный текст на слух - в чтении старших. Народная словесность частично сохраняется в устной обыденной речи. С внимания к устной речи, ее идиоматике начинается формирование культурного человека.
Рзучение содержательного богатства фольклора, которому большое внимание уделено РІ работах Рќ.Р’. Асафьевой, Рђ.Р’. Запорожца, Рњ.Рњ. Бахтина, Р’.Р•. Гусева, Рђ.РЎ. Каргина, Р’.Рќ. РўРѕРїРѕСЂРѕРІР°, Рќ.Рђ. Хренова, Рђ.Р¤. Крыловой, Рў.РЇ. Шпикаловой, Р—. РљРѕСЃРѕРІРѕР№ Рё РґСЂСѓРіРёС…, позволяет утверждать Рѕ наличии заложенных РІ нем больших возможностей РїРѕ социально-психологическому Рё педагогическому воздействию РЅР° развитие Рё становление личности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· данной темы, объектом исследования Р±СѓРґСѓС‚ малые формы устного народного творчества.
Предметом исследования являются особенности использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.
В исследовании мы выдвигаем такое предположение, что эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества находит отражения в умении детьми применять эти формы в повседневной деятельности.
Задачи исследования:
- 1. Рзучить психолого-педагогическую литературу РїРѕ проблеме разнообразия малых форм устного народного творчества.
- 2. Выявить актуальный уровень знания детей среднего дошкольного возраста малых форм устного народного творчества.
Методы исследования:
- 1. Теоретические - библиографическое описание, выписки, конспектирование.
- 2. Рмпирические - эксперимент, математическая обработка данных.
База исследования: Детский сад номер 2, с. Сямжа, средняя группа – 20 чел.