Деловая игра как средство формирования правовой культуры старшеклассников
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты формирования правовой культуры старшеклассников посредством деловой игры.
- 1.1. Социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры.
- 1.2. Процесс формирования правовой культуры у старшеклассников в педагогической литературе.
- 1.3. Функции деловой игры в формировании правовой культуры старшеклассника.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию правовой культуры у учащихся старших классов посредством деловой игры.
- 2.1. Организация и проведение эксперимента по формированию правовой культуры у старшеклассников.
- 2.2. Разработка деловой игры «Правовой лабиринт»,направленная на формирование правовой культуры старшеклассников.
- 2.3. Анализ сформированности правовой культуры у старшеклассников.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение №1.
Приложение №2.
Приложение №3.
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в стране и в мире сложилась достаточная нестабильная обстановка, это породило возникновение новых идеологий. Малоразвитая духовность у части молодых людей, правовой нигилизм, слабая эффективность работы правоохранительных органов и другие проблемы требуют серьёзного переосмысления процесса воспитания и воспитания правовой культуры у молодёжи в частности.
Российская Федерация идёт демократическим путём развития, а основание истинно верного демократического миропонимания формирует способность человека рассматривать равнонаправленные точки зрения, учит лояльно относиться к ним. В таких условиях значительно увеличиваются требования к морально-психологической и право воспитательной подготовленности всех категорий граждан России, а особенно школьников.
Наиболее важным и сложным для создания перечисленных качеств является период, соответствующий возрастной категории 15-17 лет, а это ¬— учащиеся старших классов, так как именно в старшем подростковом возрасте активно формируется самосознание. Стимуляция гражданской позиции этой категории учащихся предполагает появлению инициативы, самостоятельности, а это как раз в свою очередь, даёт возможность для привлечения школьников в разноплановую правовую деятельность. Но существует проблема, так как именно в этом возрасте выражается недостаточный опыт понимания правовых обычаев, а также ответственности за свои действия.
Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для педагогической коррекции личностных качеств, которые создают основу к пониманию отрицательных влияний, воспитания социальной личности, которая опирается на ценности правовой культуры. Исходя из этого, одним из первостепенных направлений современного учебно-воспитательного процесса является формирование правовой культуры старшего подростка.
Формирование правовой культуры следует заниматься не только в процессе обучения (уроки обществознания), но и на внеклассных мероприятиях. Существует множество способов проведения внеклассной работы. Набирающим популярность является такая разновидность мероприятия как — деловая игра. Играя в деловые игры, ребёнок получает уникальные навыки, которые в зависимости от направленности игры помогут сформировать и правовую культуру.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс в школе, нужно направить на получение и увеличение правовых знаний, а формирование правовой культуры учитывать в качестве одного из главных направлений учебно-воспитательного процесса в целом.
Тема исследования – деловая игра как средство воспитания правовой культуры старшеклассника.
Цель исследования – изучить эффективность использования деловой игры в процессе воспитания правовой культуры старших подростков.
Объект исследования – процесс формирования правовой культуры старшеклассника.
Предмет исследования – функции деловой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассника.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование деловой игры будет эффективным средством в воспитательном процессе формирования правовой культуры старшеклассников.
Задачи исследования:
- 1. Рассмотреть социально-психологические особенности старшего школьного возраста при формировании правовой культуры.
- 2. Охарактеризовать процесс формирования правовой культуры у старшеклассников с помощью педагогической литературы.
- 3. Определить функции деловой игры в процессе формирования правовой культуры старшеклассников.
- 4. Разработать деловую игру, которая являлась бы эффективной в формировании правовой культуры старшеклассников.
Теоретической основой являются: Об учете особенностей возраста при формировании правовой культуры писала в своих исследованиях О.А. Никитина. О проблемах, связанных с правовым воспитанием говорится в работах Е.В. Татаринцевой. А также про особенности формирования правовой культуры рассуждал Г.А. Фирсов. А уже в свою очередь Р.И. Атаманова, писала о том, как правильно и точно составить деловую игру, описывала правила проведения её, чтобы достичь поставленной цели. В работах В.А. Трайневой говорится о компонентах деловой игры, благодаря которым, формируется правовая культура.
Методы исследования: При проведении исследования использовались эмпирические методы, а именно: наблюдение, беседа, анкетирование. Помимо этих методов применялись теоритические: анализ, сравнение и обобщение полученных результатов. А также математические методы: регистрация данных и шкалирование результатов.
Научная новизна исследования заключается в создании такой деловой игры, которая способствует формированию правовой культуры старших подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность деловой игры в воспитании правовой культуры старшеклассника; разработана деловая игра.
База исследования ¬– МКОУ СОШ д. Ваштранга, Кикнурский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 10-11-х классов, в количестве 44 человек.