Авторская детская литература как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Основная часть. Теоретические основы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторской детской литературы.

  • 1.1. Сущность понятия творческое воображение и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.
  • 1.2. Использование авторской детской литературы в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Творческое воображение является одним из важных психических познавательных процессов в жизни каждого человека и особенно дошкольников. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. С помощью него человек способен выходить за рамки имеющегося опыта и текущего момента времени, что позволяет находить множество вариантов выходов из любой ситуации. В возрасте 5-6 лет воображение носит активный характер, внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства, в воображении ребенка проявляются элементы творчества. Одним из средств развития воображения у детей старшего дошкольного возраста являются сказки, в частности авторские.

Вопрос о развитии творческого воображения детей неоднократно поднимался ведущими педагогами, психологами, теоретиками и практиками, среди которых Ю. В. Борисов, Л. С. Выготский, С. Д. Владычко, Л. В. Вундт, Л. Н. Коган, Ф. Матвеева, А. Л. Мищенко Р. С. Немов, Б. М. Теплов, И. О. Борисов, Ж. Пиаже, С. Рубинштейн, Сократ, А. Г. Спиркин и многие другие. Л. С. Выготский говорил, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Л. С. Рубинштейн утверждал, что без воображения невозможен бы был любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата. В этом он видел основное значение воображения. Он говорил, что без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению, воображение связано со способностью и необходимостью творить новое.

Влияние сказки на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста исследовалось такими авторами как, Л. А. Венгер, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Короткова, Ю. А. Лебедева, Н. Я. Михайленко, С. Н. Николаева. Они отмечают, что авторская детская литература включает в себя различные способы, средства развития воображения детей. Благодаря знакомству со сказкой воображения у детей становится более полными и яркими.

Роль сказок в развитии творческого воображения достаточно подробно исследована, а именно в аспекте авторских сказок данная проблема подробно не исследовалась. Развитие и совершенствование творческого воображения является одним из сложных и интересных разделов. При развитии творческого воображения необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Чтение авторской детской литературы способствует не только развитию воображения, но и общему развитию всех способностей ребенка.