Аватар как способ опосредованной самопрезентации в социальных сетях у студенческой молодежи
План курсовой работы
Введение.
1. Литературный обзор.
- 1.1. Самопрезентация в зарубежной и отечественной психологии.
- 1.2. Стратегии самопрезентации.
- 1.3. Виртуальная самопрезентация в зарубежной и отечественной психологии.
- 1.4. Социальные сети как среда для самопрезентации человека.
- 1.5. Аватар как способ опосредованной самопрезентации в социальных сетях у студенческой молодежи.
Выводы по первой главе.
2. Методическая организация исследования.
- 2.1. Описание выборки исследования.
- 2.2. Методы и методики исследования.
- 2.3. Методы математической обработки.
3. Результаты эмпирического исследования роли аватара в опосредованной самопрезентации в социальных сетях.
- 3.1. Анализ особенностей виртуального взаимодействия участников исследования.
- 3.2. Результаты анализа выбора аватаров.
- 3.3. Анализ стратегий и тактик опосредованной самопрезентации в социальных сетях.
- 3.3.1. Стратегии опосредованной самопрезентации в социальных сетях.
- 3.3.2. Тактики опосредованной самопрезентации в социальных сетях.
- 3.4. Анализ корреляционных связей выбора аватара и психологических характеристик.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение
Актуальность исследования. Жизнь современного человека сильно связана с компьютером, и в особенности с Интернетом. Многие люди достаточную часть своего времени проводят в так называемых социальных сетях, т. е. веб-сайтах, предназначенных для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Данный сервис предоставляет каждому человеку возможность общаться, развлекаться и делать то, что ему интересно.
В этой области Интернета у пользователей возникают также особые элементы социально-психологической активности. Одним из них является виртуальная самопрезентация – процесс передачи информации о себе посредством имеющихся в наличии средств общения и с учётом пространственно-временной специфики взаимодействия с адресатами. Виртуальная самопрезентация отличатся от реальной, поскольку опосредована спецификой виртуальной среды и возможностями сервисов, обеспечивающих взаимодействие в сети. В настоящее время имеется достаточное число психологических исследований, посвященных виртуальной самопрезентации. Это работы А.Е. Войскунского, В.В. Хороших, А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской, О.А. Пикулевой. В этих работах преимущественно изучаются стратегии и тактики виртуальной самопрезентации. Однако, в настоящее время недостаточно исследований, посвященных психологии выбора аватара. Это, прежде всего, работы иностранных исследователей, таких как Дж. Сулер, К. Клеланд, А. Сиибак. Среди российских психологов можно назвать Г.А. Телятникову, но в основном это исследования представителей не психологических направлений гуманитарной науки: социологов, филологов, философов. Таким образом, актуальность нашего исследования связана с выявлением роли аватара в опосредованной самопрезентации в социальных сетях. Под аватаром мы понимаем визуальную составляющую виртуальной самопрезентации, за выбором которой может скрываться коммуникативное послание партнеру по взаимодействию.
Цель исследования: выявление функций аватара в опосредованной самопрезентации в социальных сетях.
Объект исследования: опосредованная самопрезентация студенческой молодежи в социальных сетях (на примере vk.com).
Предмет исследования: аватар как визуальная составляющая опосредованной самопрезентации в социальных сетях.
Гипотезы исследования:
- 1) аватар как способ опосредованной самопрезентации выполняет ряд коммуникативных функций, среди которых наиболее значимой является повышение самооценки в ходе виртуального взаимодействия;
- 2) существует взаимосвязь между выбором определенного аватара и тактиками виртуальной самопрезентации;
- 3) существует взаимосвязь между выбором определенного аватара и тактиками реальной самопрезентации.
Задачи исследования:
- 1. Теоретический анализ психологических исследований виртуальной самопрезентации.
- 2. Разработка психодиагностического комплекса, направленного на исследование аватара как средства виртуальной самопрезентации.
- 3. Проведение эмпирического исследования выбора аватаров в соотношении со стратегиями и тактиками виртуальной самопрезентации.
- 4. Оценка соотношения выбора аватаров с реальными тактиками самопрезентации.
Методы и методики исследования: авторская анкета, направленная на выявление социально-демографических характеристик и особенностей виртуального взаимодействия, методика исследования стратегий и тактик виртуальной самопрезентации посредством анализа возможностей, предоставляемых социальной сетью, методика измерения тактик самопрезентации С. Ли и Б. Куигли.
Выборка исследования: 42 человека в возрасте 16 – 35 лет, из которых 62% женщин и 38% мужчин; по уровню образования – 49% с неполным высшим образованием, 29% – с высшим, 12% – со средним специальным и 10% – со средним; по роду деятельности – 60% учащихся, 26% работающих и учащихся, 8% работающих и 6% не работающих и не учащихся; по семейному положению – 32% свободных, 32% встречающихся с другом/подругой, 19% в пассивном поиске, 10% в активном поиске и 7% состоящих в браке.