Анализ художественного произведения на уроках чтения
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические аспекты изучения художественного произведения.
- 1.1. Художественное произведение: свойства и функции.
- 1.2. Структура художественного произведения.
Выводы по главе 1.
2. Практика анализа художественного произведения на уроках чтения.
- 2.1. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках чтения.
- 2.2. Анализ художественного произведения на уроках чтения.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Актуальность исследования. Уроки чтения призваны ввести детей в мир художественной литературы, помогая им осмыслить образность словесного искусства, с помощью которой раскрывается вся полнота и многогранность художественного произведения. Чтение литературы пробуждает у ребенка интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу художественного произведения, которые предусмотрены программами литературного чтения позволяют педагогу избежать односторонности в изучении художественного произведения, при которой в качестве предмета рассмотрения выступает только сюжетно-информационная составляющая текста. Внимание начинающего читателя должно акцентироваться также на образности художественного произведения, авторском отношении к окружающему, ценностных ориентациях и нравственных проблемах, волнующих писателя.
Программы обучения предполагают содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, строящиеся на двух основных принципах: художественно – эстетический и литературоведческий.
Художественно–эстетический принцип обуславливает стратегию отбора произведений для чтения, следовательно, в круг чтения младших школьников входят, как правило, художественные тексты.
Литературоведческий принцип в его преломлении к специфике начального этапа обучения осуществляется в процессе анализа художественного произведения, выдвигая на первые позиции художественный образ в качестве общего языка искусства в целом и литературы в частности.
Параллельно с формированием беглого чтения осуществляется целенаправленная работа по выработке умения постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять основное. Школьники овладевают приемами выразительного чтения, выполняют различные коммуникативные задачи, которые возникают в процессе чтения. Разбирая произведения, младшие школьники переносят приемы выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. В начальной школе необходимо учить школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, а также выражать свое отношение к этой позиции.
Объект исследования – художественное произведение.
Предмет исследования – особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.
Цель работы – изучить особенности анализа художественного произведения на уроках чтения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе нужно решить следующие задачи:
- - рассмотреть свойства и функции художественного произведения;
- - изучить структуру художественного произведения;
- - рассмотреть современные подходы к анализу художественного произведения;
- - рассмотреть опыт анализа художественного произведения на уроках чтения.
Теоретическая и методологическая основа исследования – труды таких исследователей, как М.С. Афонина, В.А. Левин, И.А. Кузьмина, Г.Ф, Гареева, А.Н. Андреев и др.
Методы исследования: анализ литературных источников, посвященных специфике анализа художественного произведения на уроках чтения.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих в себе четыре параграфа, заключения, списка использованных источников.