Взаимосвязь уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий с уровнем развития мыслительных операций подростков

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы изучения мыслительных операций и формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков.

  • 1.1. Мышление как психический процесс.
  • 1.2. Особенности и развитие мышления в подростковом возрасте.
  • 1.3. Содержательная характеристика универсальных учебных действий.
  • 1.4. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у подростков.

Выводы по главе 1.

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня сформированности познавательных УУД с мыслительными операциями школьников.

  • 2.1. Организация и методы исследования.
  • 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), которые являются важным элементом содержания Федеральных государственных образовательных стандартов. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках.

С начала введения универсальных учебных действий в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) проводилось множество исследований, раскрывающих это понятие и помогающих в реализации этой программы. Однако практически все исследования ориентированы на младших школьников. У младших подростков, окончивших начальную школу, в разной степени сформированы универсальные учебные действия. Степень сформированности (УУД) влияет на последующее обучение школьников. Поэтому процесс их дальнейшего формирования и развития необходимо продолжать на следующих ступенях обучения. Учитывая возрастные особенности, мы не можем перенести все, что разработано для начальных классов на подростков, что делает изучения УУД подростков приоритетным направлением для исследований.

Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий с уровнем развития мыслительных операций подростков.

Объектом нашего исследования являются обучающиеся восьмых классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» Елабужского муниципального района.

Предметом исследования выступают мыслительные операции и познавательные УУД.

Для достижения поставленной нами цели были поставлены и реализованы следующие задачи:

  • 1. Изучить литературу для детального анализа мышления, как психического процесса, особенностей его развития и особенностей развития мыслительных операций.
  • 2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
  • 3. Изучить литературу для анализа понятия «универсальные учебные действия», особенностей их формирования, в частности особенности познавательных УУД.
  • 4. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня сформированности мыслительных операций и для диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
  • 5. Сформировать репрезентативную выборку.
  • 6. Оценить уровень сформированности мыслительных операций у обучающихся подросткового возраста.
  • 7. Оценить уровень сформированности познавательных УУД у учащихся среднего звена.
  • 8. Построить модель соотношения уровня развития мыслительных операций с уровнем сформированности познавательных УУД.
  • 9. Произвести анализ построенной модели.
  • 10. Сделать выводы о характере влияния уровня сформированности мыслительных операций на сформированность познавательных УУД.
  • 11. Подвести итоги проведенного эмпирического исследования. Подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

Решение этих задач научным исследованием поможет нам доказать или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу, состоящую в следующем: чем выше уровень развития мыслительных операций у подроста, тем лучше сформированы познавательные универсальные учебные действия.

Научное исследование базируется на использовании следующих научных методов: анализа литературы, наблюдения, использовании валидного психодиагностического инструментария (тесты) для выявления уровня сформированности мыслительных операций школьников уровня сформированности познавательных УУД.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что появится возможность на основе полученных данных предоставить рекомендации для улучшения реализации программы ФГОС по развитию познавательных УУД у обучающихся среднего звена.