Взаимодействие семьи и школы

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы психологического взаимоотношения школы и семьи.

  • 1.1. Понятие семейного воспитания в системе педагогических наук.
  • 1.2. Влияние семьи как социального института на формирование личности ребенка.
  • 1.3. Педагогические основы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе.

2. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания.

  • 2.1. Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
  • 2.2. Организационно-педагогическая работа школы с родителями.
  • 2.3. Рекомендации родителям по воспитанию детей.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и актуальных проблем образования является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Скоординировать усилия школы и семьи – значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду. Взаимодействие семьи и школы основывается на общей цели: сформировать сотруднические отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, работа по профессиональной ориентации детей, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении.

Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци и т.д. К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания. На рубеже IX и XX веков впервые появляется идея взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. Н.К.Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. A.C. Макаренко говорил о создании именно коллектива воспитателей, включая в него и родителей, о наличии единой воспитательной стратегии, согласованности воздействий. С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.

Семейное, школьное и социальное воспитание ребенка осуществляется в темном единстве. Педагоги и родители воспитывают одних и тех же детей, имеют общие цели и задачи воспитания. Сотрудничество педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций и сторон, в разных ситуациях, а значит помочь друг другу в понимании его индивидуальных особенностей, в преодолении негативных поступков, формировании ценных жизненных ориентаций. Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены.

Цель работы: определить психолого-педагогические условия оптимального взаимодействия школы и семьи как основу развития педагогической культуры родителей.

Объект исследования: взаимодействие школы и семьи.

Предмет исследования: работа школы над повышением воспитательного потенциала семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Проанализировать педагогические основы взаимодействия школы и семьи.
  • 2. Выявить роль семьи в формировании личности ребенка.
  • 3. Определить характерные черты и проблемы семейного воспитания, особенности педагогического просвещения родителей.
  • 4. Теоретически разработать и дозволить формы и методы работы с родителями в современной школе.

В процессе выполнения курсовой работы нами были использованы следующие исследовательские методы:

  • - теоретические - анализ педагогической и психологической литературы, систематизация информации, моделирование; обобщение и сравнение, конкретизация, прогнозирование.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.