Влияние синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретический обзор по проблеме влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

  • 1.1. Общая характеристика психических состояний старших школьников.
  • 1.2. Особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов.
  • 1.3. Синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников.

2. Исследование влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

  • 2.1. Описание выборки и процедуры исследования.
  • 2.2. Организация и методы исследования.

3. Описание и обсуждение результатов исследования.

Выводы и предложения.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что для достижения эффективности процесса обучения старших школьников необходимо, чтобы и педагог и учащиеся находились в оптимальных для совместной деятельности психических состояниях. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным.

В психологической литературе закрепился термин, очень точно характеризующий труд педагога – «эмоциональное выгорание». Он свидетельствует об эмоциональной перегруженности учителей, что сопровождается высоким риском заболеваний, кроме того, выгорание сказывается на эффективности профессиональной деятельности учителя и в полной мере проявляется во взаимоотношениях между учениками и учителями в процессе передачи и развития интеллектуального и социального опыта, который происходит в современной школе.

Сегодня немало примеров тому, что при значительной интеллектуализации школы ребенку любого возраста хочется, чтобы у него был хороший добрый учитель. Не тот, который «за так» ставит высокие оценки, а тот, который всегда находится в уравновешенном, благоприятном состоянии, готов выслушать ученика, не отмахиваясь раздраженно от его неудержимой фантазии, способный обсудить нередко серьезные, но не совпадающие со старшими взгляды на жизнь.

Ребенок в школе проводит большую часть своего дня. День проходит при непосредственном общении с педагогом. Наверное, нельзя не согласится с тем, что состояние учителя не может не сказываться на состоянии учащихся. Учебная успешность ученика во многом зависит как от профессионализма педагога, так от его личностных качеств (С.П. Безносов, А.К. Маркова) и психического состояния (А.О. Прохоров).

Многие авторы, исследующие деятельность педагога акцентируют внимание на эмоциональном выгорании (В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк). Эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств, препятствует развитию эмпатии.

Целью исследования является изучение влияния синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

Объект исследования: дети старшего школьного возраста.

Предмет исследования: влияние синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников.

Нами была сформулирована следующая гипотеза: на психические состояния старших школьников влияет синдром эмоционального выгорания педагогов.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • - рассмотреть характеристику психических состояний старших школьников;
  • - раскрыть особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов;
  • - изучить синдром эмоционального выгорания педагогов как фактор изменения психических состояний старших школьников;
  • - провести исследование влияний синдрома эмоционального выгорания педагогов на психические состояния старших школьников;
  • - проанализировать результаты исследования и дать рекомендации.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Т.Н. Клюева, Л.М. Митина, С.О. Филина и др.

Методы исследования – изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа с учителями и школьниками, психологическая диагностика, количественная и качественная обработка данных, методы математической и статистической обработки информации.

База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Нижнекамск. В эксперименте приняли участие учителя старших классов в количестве 13 человек и старшие школьники в количестве 24 человека.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы и приложений.