Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии обучающимися физико-математического направления

План курсовой работы

Введение.

1. Проблема выбора профессии.

  • 1.1. Профессиональная ориентация как социально-экономическая потребность общества.
  • 1.2. Мотивы и этапы выбора профессии.

2. Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии обучающимися физико-математического направления.

  • 2.1. Психологические особенности обучающихся на физико-математическом направлении.
  • 2.2. Значение профориентационного консультирования в образовательных учреждениях.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.

Введение

В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач - подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы. Сегодня назрела необходимость поставить остро вопрос о внедрении таких специалистов в образовательные учреждения.

Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований говорят о том, что только комплексный подход к решению трудового самоопределения молодежи будет способствовать успеху профориентационной деятельности. Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация должна содействовать рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства страны в кадрах определенных профессий. К тому же, современный мир, с его интенсивным ритмом развития, отдает предпочтение тем работникам, которые владеют не одной, а несколькими специальностями. Карьерный рост у таких людей развивается более быстро, а заработок приносит удовлетворение.

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая и политическая обстановка предъявляет все возрастающие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения в корне изменили характер и цели труда: возрастает его интенсивность, растет напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Актуальность исследования заключается в том, что осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования, направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям актуальна в современных условиях, характеризующихся бурными изменениями в социально-экономической жизни общества.

Цель работы - изучение влияния профессионального консультирования на выбор профессии обучающимися физико-математического направления.

Объект - процесс профессионального консультирования.

Предмет – условия выбора профессии обучающимися физико-математического направления.

Гипотеза. Предполагается, что профориентационное консультирование должно учитывать профессиональную направленность личности, мотивы выбора профессии, а также психологические особенности обучающихся на физико-математическом направлении.

Задачи исследования:

  • 1. Охарактеризовать профессиональную ориентацию как социально-экономическую потребность общества;
  • 2. Описать мотивы и этапы выбора профессии;
  • 3. Проанализировать психологические особенности обучающихся на физико-математическом направлении;
  • 4. Рассмотреть значение профориентационного консультирования в образовательных учреждениях.

Методологическая основа исследования - личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (А.Е. Гломштог, Л.А. Йовайши, И.С. Кон); системный подход в решении проблемы профориентации (В.С. Ендальцев, Е.А. Климов).