Стремление личности к самоактуализации в структуре мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения мотивации учебной и профессиональной деятельности.

  • 1.1. Понятие о мотивации в психологии.
  • 1.2. Теории мотивации труда.
  • 1.3. Проблема мотивации учебно-профессиональной деятельности.
  • 1.4. Проблема самоактуализации личности.

2. Организация эмпирического исследования.

  • 2.1. Описание этапов и выборки исследования.
  • 2.2. Методы и методики.

3. Результаты исследования.

  • 3.1. Результаты исследования мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов.
  • 3.2. Результаты исследования мотивов профессиональной деятельности субъектов трудовой деятельности.
  • 3.3. Результаты изучения стремления личности к самоактуализации у субъектов учебно-профессиональной и субъектов трудовой деятельности.
  • 3.4. Результаты анализа структур мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.
  • 3.5. Анализ взаимосвязей показателей стремления личности к самоактуализации и мотивов учебно-профессиональной деятельности и профессиональной деятельности.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность темы. Проблема мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, т.к. труд является основным видом социального взаимодействия. Профессиональная деятельность, как отмечают Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др., есть социально значимая деятельность.

Знание мотивов, направляющих как самостоятельную трудовую деятельность, так и её освоение, позволит психологически обоснованно решать задачи профессионального обучения, отбора, подбора, расстановки кадров, планирования профессиональной карьеры, а также оказания помощи при переживаниях личностью стагнации и кризисов на пути её профессионального становления.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено немало публикаций и среди них – монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу. Тем не менее в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации деятельности человека.

Многие исследователи рассматривают в качестве одного из существенных регуляторов (побудителей и направляющих сил) трудовой деятельности стремление личности к самоактуализации. А. Маслоу первым озвучил эту идею. Е.А. Климов отмечает, что профессия – это область проявления личности, позволяющая человеку реализовывать свой творческий потенциал и создать условия для его развития. Между тем, в современной психологической науке мало изучена роль стремления к самоактуализации в мотивации учебно-профессиональной деятельности, т.е. в освоении профессии. В связи с чем нами определяется проблема: направляет ли в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности стремление личности к самореализации.

Цель данной работы: выявление места стремления личности к самоактуализации в структуре мотивации учебно-профессиональной деятельности и мотивации профессиональной деятельности.

Объект исследования – мотивация профессиональной деятельности.

Предмет исследования стремление личности к самоактуализации в структуре мотивации учебно-профессиональной и профессиональной мотивации.

Гипотеза: стремление личности к самоактуализации в большей степени интегрировано в структуру мотивов учебно-профессиональной деятельности, чем профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

  • - выполнить анализ научных представлений о мотивации трудовой деятельности и самоактуализации личности;
  • - оценить мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов;
  • - оценить мотивы профессиональной деятельности субъектов трудовой деятельности;
  • - сопоставить выраженность стремления к самоактуализации у субъектов учебно-профессиональной и субъектов трудовой деятельности;
  • - изучить и сопоставить структуры мотивации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.

Теоретико-методологическая основа исследования: положения концепций мотивации труда А. Маслоу и К. Альдерфера, психоаналитические теории мотивации З.Фрейда, теории личности А. Бандуры, теории мотивации Д. Мак-Клелланда, Л.Портера-Э.Лоулера, позиции в изучении проблемы самоактуализации личности А. Маслоу, К. Роджерса, Л.М. Фридмана, М.Г. Гарунова, Е.Е. Вахромова, А.Г. Асмолова.

Методы и методики исследования:

  • 1. Организационные методы (сравнительный анализ показателей, диагностируемых у респондентов 2-х групп).
  • 2. Эмпирические методы (тесты, опросники):
    • 2.1. Опросник мотивации профессиональной деятельности Т.Н. Францевой;
    • 2.2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой;
    • 2.3. Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной.
  • 3. Методы обработки данных (количественные методы: U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Ч. Спирмена).
  • 4. Интерпретационный метод – структурный.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть значимы для администрации общеобразовательных учебных заведений, авторов и разработчиков учебных образовательных программ, психологов службы образования, руководителей всех уровней и сфер, специалистов служб управления персоналом организаций, решающих вопросы мотивации труда.