Стимуляция речи у детей с алалией посредством фольклорного произведения
План курсовой работы
Введение.
1. Невербальные средства общения.
- 1.1. Характеристика альтернативной и дополнительной коммуникации.
- 1.2. Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3-7 лет.
Выводы по первой главе.
2. Фольклорное произведение, как средство стимуляции речи у детей с алалией.
- 2.1. Влияние фольклорного произведения на стимуляцию и развитие речи у детей.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Библиографический список.
Введение
У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения в развитии речи и проявляется в различных речевых патологиях. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи. В других - у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
В связи с тем, что в количество детей с речевыми расстройствами непрерывно увеличивается, а также растет число детей с тяжелым нарушениям речи – алалией, то остро встает проблема изучения речи таких детей, поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев, А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.).
Алалия - одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже ко времени поступления в школу. Сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств при алалии оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, на изменение личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений, раскрытию интеллектуальных возможностей.
Наиболее дискуссионным является вопрос о методах, средствах стимуляции речи у детей с алалией. Фольклорное произведение является одним из эффективных методов стимуляции речи у детей с задержками речевого развития.
Современная наука определяет фольклорные произведения как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование в коррекционной логопедической работе по стимуляции речи у детей с алалией фольклорных текстов, характеризующихся антропоцентризмом, ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Содержание и специфика фольклорных произведений рассматриваются в работах Г.С. Виноградова, М.Н. Мельникова, Э.С. Литвин, В.П. Аникина, О.В. Бережнова, Б.Н. Путилова, А.П. Ильковой и др.
Значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутцманн (1894), А. Либманн (1900), М.Б. Богданов-Березовский (1909), Э. Фрешельс (1931), а в более позднее время М.Е. Хватцев (1959), Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, Р.Е. Левина, Л.В. Мелехова, Г.В. Мациевская, Т.Б. Филичева (1973), Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков (1984), С.Н. Шаховская, В.К. Воробьева (1979) и другие исследователи.
Цель исследования: создание методических рекомендаций по организации коррекционной работы с целью стимуляции речи у детей с алалией.
Объект исследования: речевое развитие детей с алалией.
Предмет исследования: стимуляция речи у детей с алалией посредством фольклорного произведения.
Исходя из цели нашего исследования, были определены следующие задачи:
- 1. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
- 2. Описать общую характеристику алалии (понятие, причины, механизмы, симптоматика, классификация).
- 3. Описать невербальные средства общения и дать характеристику альтернативной и дополнительной коммуникации.
- 4. Описать психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста 3-7 лет.
- 5. Разработать методические рекомендации по организации коррекционной работы с целью стимуляции речи у детей с алалией.
Для этого в своей работе используем преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклорными произведениями.
Практическая значимость: данная работа может представлять интерес для логопедов, дефектологов, воспитателей, родителей дошкольников, студентов.
Структура исследования: в работу входят введение, две главы, выводы, заключение, список литературы (из 54 источника), четыре приложения, в котором представлен практический материал (конспекты занятий, список фольклорных произведений).