Специфика воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты исследования специфики воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию.

  • 1.1. Понятие и сущность подростковой самоидентификации.
  • 1.2. Понятия СМИ, СМК и механизмы их влияния на подростков.

2. Формирование подростковой самоидентификации посредством СМИ и СМК на примере Владимирской области.

  • 2.1. Характеристика подростков Владимирской области.
  • 2.2. Рекомендации по формированию самоидентификации подростков Владимирской области посредством СМИ и СМК.

3. Социологическое исследование воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию.

  • 3.1. Социальные сети и исследование их влияния на подростковую самоидентификацию.
  • 3.2. Социологическое исследование на тему: «Влияние СМИ на досуг подростков».

Заключение.

Список использованной литературы>

Приложение 1. Анкета на тему «Влияние СМИ на досуг подростков».

Приложение 2. Научная статья по материалам концепции курсовой работы.

Введение

Актуальность исследования. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации оказывают значительное влияние на образ жизни людей, в частности, подростков, формируют, программируют и регулируют их поведение в обществе. Информация, передаваемая в СМИ, оказывает то или иное психологическое воздействие на аудиторию подросткового возраста. В процессе просмотра телевизионных передач или знакомства с информацией, передаваемой через другие СМИ, у подростков создаются те или иные привлекательные, желанные или напротив образы.

Кроме того, посредством СМИ устанавливается контакт различных организаций, государственных органов, общественных учреждений и т.д. с лицами подросткового возраста. Именно СМИ является проводником информации, способом их оповещения, ознакомления с происходящими в обществе событиями, существующими идеями, предложениями и т.д.

В процессе своей жизнедеятельности подросток проявляет интерес, испытывает познавательную потребность к информации, передаваемой через СМИ. Удовлетворение интереса вызывает появление новых интересов, соответствующих более высокому уровню познавательной деятельности, что может привести к устойчивой личностной потребности в обращении к СМИ. В данных условиях с помощью СМИ можно сформировать у подростков определенные потребности и на их основе управлять интересом.

Одновременно с этим, в условиях современного общественного развития развитие личности подростка требует уделять внимание процессам его самоидентификации. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных периодов развития человека, когда изменяются его мировоззрение, интересы, взгляды на окружающий личности мир и на себя. Тем самым обуславливается актуальность исследования специфики воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию (на примере Владимирской области).

Цель исследования - изучить специфику воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию (на примере Владимирской области).

Задачи исследования:

  • - определить понятие и исследовать сущность подростковой самоидентификации;
  • - проанализировать понятия СМИ, СМК и рассмотреть механизмы их влияния на подростков;
  • - охарактеризовать подростков Владимирской области;
  • - предложить рекомендации по формированию самоидентификации подростков Владимирской области посредством СМИ И СМК;
  • - исследовать социальные сети и их влияние на подростковую самоидентификацию;
  • - провести социологическое исследование на тему: «Влияние СМИ на досуг подростков».

Степень изученности проблемы. Те или иные стороны вопроса о специфике воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию исследуются различными отечественными учеными. Так, особенности влияния СМИ на личность подростка изучают такие исследователи, как Т.Д.Джишкариани, И.С. Кокарев, А.А. Гришина, М.В. Данилова и др.

Особое внимание понятию СМИ и механизмам их влияния на личность человека уделяют такие ученые, как Д.Е. Штильников, В.Ф. Олешко, О.В. Малик и др. Особое внимание работе с подростками в процессе их развития уделяют И.В. Челышева, О.И. Ефремова, В.С. Шаповалова и др. исследователи.

Объект исследования - СМИ и СМК, влияющие на подростковую самоидентификацию.

Предмет исследования - специфика воздействия СМИ и СМК на самоидентификацию подростков Владимирской области.

Концепция исследования. Обеспечению положительного влияния СМИ на подростков способствует:

  • - учет при выборе количества и качества информации, передаваемой через СМИ, используемых при проведении и организации досуга, потребностей личности детей подросткового возраста,
  • - выбор СМИ такого содержания, которое обеспечивает формирование нравственных ценностей, морали и основных элементов культуры.

Методология исследования основывается на системном подходе, при котором учитываются теоретические аспекты исследования специфики воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию.

В процессе исследования применялись следующие методы:

  • - общенаучные методы (описание, сравнение, обобщение, синтез и т.д.);
  • - эмпирические методы (анализ научной литературы, социологический опрос).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в учебных заведениях при изучении вопроса о специфике воздействия СМИ и СМК на подростковую самоидентификацию.