Специфика индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

  • 1.1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.
  • 1.2. Особенности логопедического обследования детей с речевыми нарушениями.

Выводы по главе 1.

2. Специфика проведения индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

  • 2.1. Этапы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.
  • 2.2. Методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность исследования. Современный этап развития теории и практики логопедии, характеризуется усилением внимания к изучению детей с речевыми нарушениями.

Неуспеваемость детей в начальной школе свидетельствует о том, что корни этого явления уходят в дошкольный возраст, поэтому одной из актуальных задач логопедии является раннее выявление нарушений в развитии у детей и коррекция речевых дефектов.

Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. Ребенок с речевой патологией независимо от уровня развития речи в первую очередь сталкивается с нарушением всех компонентов речи - это звуковая культура речи, грамматический строй речи, пассивный и активный словарь и связная речь.

При заключении «речевая патология» происходят отрицательные изменения в развитии не только речи, но и познавательной, интеллектуальной, социальной сфер личности дошкольника, которые в конечном итоге не позволяют ему обучаться в общеобразовательных учреждениях.

В связи с этим для устранения речевой патологии у дошкольников необходим комплексный подход: соответствующая организация обучения; координация воспитательных и обучающих действий педагогов, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработка и систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги разных направлений в осуществлении коррекционно-педагогической работы.

Первым этапом работы в данном направлении является индивидуальное логопедическое обследование дошкольников с речевой патологией. Именно рассмотрению данной проблемы будет посвящено данное исследование.

Особенностям и специфике проведения логопедического обследования посвятили свои труды такие авторы: Т. Н. Волковская, Ю. Ф. Гаркуша,О. Е. Громова, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, Г. Н. Соломатина, С. Н. Шаховская, Г. Х. Юсупова и др.

Вышеизложенная актуальность исследования и обозначенная проблема позволили определить тему курсовой работы: «Специфика индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией».

Объект исследования: процесс индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

Предмет исследования: методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

Цель исследования – теоретически изучить особенности индивидуального обследования дошкольников с нарушениями речи.

Задачи исследования:

  • 1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Рассмотреть особенности логопедического обследования детей с речевыми нарушениями.
  • 3. Охарактеризовать этапы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.
  • 4. Обосновать методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией.

Методы исследования. Теоретические: теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.