Социально-психологические факторы благополучия брачно-семейных отношений и представления о счастье и мужчин и женщин

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические аспекты изучения брачно-семейных отношений и представлений о счастье мужчин и женщин.

  • 1.1. Отечественные и зарубежные подходы социально-психологических исследований брачно-семейных отношений.
  • 1.2. Теоретические аспекты узучения представлений о счастье мужчин и женщин.

2. Эмперическое исследование представлений о счастье мужчин и женщин как социально-психологический фактор благополучия брачно-семейных отношений.

  • 2.1. Методологические аспекты социально-психологического исследования.
  • 2.2. Удовлетворенность браком как ведущий фактор стабильных брачно-семейных отношений.
  • 2.3. Анализ влияния социально-психологических факторов на ощущение счастья в браке.
  • 2.4. Основные рекомендации современным семейным парам в создании и поддержании счастливых и гармоничных брачно-семейных отношений.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

Институт семьи является основой для государства, это неоднократно подчеркивается теми государственными программами, которые непосредственно ориентированы на семью и брак. Однако на современном этапе наблюдается уменьшение значимости семьи для подрастающего поколения, что не может не вызывать тревогу и опасения. Данные статистики говорят о том, что ежегодно доля разводов по отношению к количеству заключенных браков колеблется от 53% до 70%. На прочность брака могут оказывать влияние самые различные личностные, бытовые и социально-психологические факторы, данное обстоятельство указывает на актуальность исследования. Действительно, повлиять на личностные качества супругов или бытовые условия семьи довольно сложно, а коррекция социально-психологических факторов стабильности семейных отношений подвергается терапии и коррекции.

Также следует отметить, что данная проблематика исследования имеет междисциплинарный характер, категория «счастья» рассматривается такими науками как философия, психология, эстетика. Исследованиям удовлетворенности браком посвящены работы философов, психологов, социологов. Данное обстоятельство с одной стороны порождает объемность исследований и плюрализм мнений относительно объекта изучения, но с другой стороны многочисленные дискуссии, отсутствие единого категориального аппарата и обобщающих работ по данной теме. Это второй аспект, который формирует актуальность данного исследования.

Также значимость данной работы подчеркивается отсутствием обобщающих исследований по данной проблеме в области психологии. Необходимо акцентировать внимание на том, что в подавляющем большинстве публикации в рамках выбранного исследования представлены статьями, которые ориентированы на отдельные аспекты изучаемой проблемы. Этот факт не дает возможности в полной мере проследить ни влияния социально-психологических факторов на счастье и удовлетворенность браком, ни различий, которые продиктованы гендерными аспектами.

Также необходимо отметить, что если феноменом счастья ученые заинтересовались еще в период Античности, вопросами счастья занимались во времена Средневековья и т.д., то проблемой удовлетворенности браком исследователи занялись только в последние десятилетия.

Данная проблема в той или иной степени рассматривалась исследователями с различных позиций. Статья К.Г. Твердоступ посвящена изучению влияния семейных ценностей супругов на благополучие семейных отношений. Анализируется специфика подходов к вопросу удовлетворенности браком, структуре семейных отношений, представлении роли партнеров в семейной жизни. Приведены результаты исследования о существовании зависимости между согласованностью представлений супругов о семейных ценностях, их ролевыми ожиданиями и характером взаимоотношений. В своей работе Л.Л. Баландина представляет результаты исследования родительско-детских отношений, личностных характеристик старших дошкольников в контексте удовлетворенности браком супругов. Полученные данные подтверждают специфику взаимодействия родительской и супружеской подсистем у женщин и мужчин. Удовлетворенность супружеством женщин, в отличие от мужчин, связана с благополучием как материнских, так и отцовских отношений. Согласованность в воспитании детей и снижение воспитательной конфронтации повышает удовлетворенность браком обоих супругов. Выявлены особенности межличностных отношений в семье, социально-психологических установок жен и мужей с низким и высоким уровнем удовлетворенности браком.

Вопросами психологии счастья занимается И.А. Джидарьян, именно данному автору принадлежат труды по изучаемой проблематике, в частности можно отметить прекрасное владение методологией психологического исследования данного ученого, глубокое знание философской традиции и современных работ по проблемам позитивной психологии, оригинальность мышления. Работы автора можно считать претензионными на обобщение материалов касательно любви, оптимизма и счастья.

Как уже обозначалось выше феномен счастья изучается философией, этикой, психологией. История изучения счастья началась еще во времена Античности и Средневековья и продолжается по нынешний день. Среди его исследователей можно найти таких философов и ученых, как Аристотель, Сенека, Гельвеций, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Г. Декарт, И. Кант, Л. Фейербах, Б. Паскаль, П. Помпонацци.

Счастье как исследовательская категория является междисциплинарным феноменом. Существует большая философская, психологическая, литературоведческая, культурологическая, социологическая, богословская библиография, посвященная счастью и его поискам. Физик Л. Ландау совершал попытки объяснить проблему счастья с точки зрения научности и математической обусловленности. М. В. Бахтин считал счастье сугубо антропологической проблемой. Французский философ Блез Паскаль утверждал, что абсолютно все люди стремятся к счастью, и из этого правила нет исключений; способы достижения разные, но цель одна. Движущей силой достижения счастья есть воля. Паскаль был уверен, что счастье – является мотивом любых поступков человека. Среди зарубежных работ можно подчеркнуть исследования К. Роджерса, А. Кэмпбелла, Ф. Конверса, Н. Бредберна, Г. Вилсона. Счастье как субъективное благополучие рассматривали в своих трудах М. Фордис, А. Бэк, Л. Джозеф, Т. Льюис, Ф. Эндрюс и другие. По мнению философа и психолога-гуманиста Э. Фромма, счастье проявляется в улучшении жизнеспособности, силы чувств и мышления, плодотворности индивида. Оно выражает состояния здоровья всей личности. Созданная Э. Фроммом концепция счастья развивает идеи философов, которые считали, что истинное благо человека заключается не в том, чтобы удовлетворять свои желание, а в том, чтобы «полностью развить свои способности, самого себя как человеческого существа».

Наиболее содержательными разработками проблемы счастья занимался американский психолог М. Аргайл. Ученый определил счастье как осознание человеком удовлетворенности своей жизнью или как частоту и интенсивность положительных эмоций. По мнению Н. Аргайла, существует три концепции счастья: физиологическая; коммуникативная; потребностная.

Во второй трети XX века, под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов (А. Маслоу, Г. Мэй, Г. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Эриксона и др.), феноменология счастья получила свое развитие в рамках позитивной психологии (М. Селигман, Дж. Вейланат, Д. Майерс, Е. Динер, К. Рифф, и другие).

В трудах ученых-психологов отечественного научного пространства источником счастливого бытия считался труд как общественно-полезная деятельность. Л. Рубинштейн считал, что соотношение между конкретными мотивами и результатами деятельности определяет счастье человека и удовольствие, которое он получает от жизни.

А.М. Леонтьев считал, что человек действительно стремится к счастью, но к этому должна быть побудительная цель, двигаясь к которой, индивид может почувствовать счастье, не заботясь об этом специально. По мнению Б.И. Додонова, счастье следует рассматривать как специфическую интегративную эмоцию, которая имеет ряд функций, в частности, оценочную и ценностно-мотивационную.

П. Ильин отстаивает мысль, что счастье является составным психологическим образованием, который имеет когнитивный и эмоциональный компоненты.

Цель исследования: проанализировать основные достижения психологической науки относительно счастья и удовлетворенности браком мужчин и женщин, установить взаимосвязь социально-психологических факторов на ощущения счастья и удовлетворенностью браком, так же выявить отличия мужчин и женщин относительно проблемы исследования: каково влияние социально-психологических факторов на брачно-семейные отношения и формирование представления о счастье у мужчин и женщин?

Объект исследования: изучение ощущения счастья и удовлетворенность браком мужчин и женщин.

Предмет исследования: гендерные отличия субъективного ощущения счастья и удовлетворенность браком, влияние социально-психологических факторов на уровень счастья и удовлетворенность браков мужчин и женщин.

Задачи исследования:

  • 1. Раскрыть основные новейшие научные подходы относительно понимания феномена счастья;
  • 2. Проанализировать теоретические исследования гендерных отличий относительно удовлетворенности брачно-семейными отношениями у современных мужчин и женщин;
  • 3. Экспериментально определить уровень субъективного ощущения счастья в брачной паре и выявить уровень удовлетворенности браком в разрезе гендерного аспекта;
  • 4. Провести математико-статистический анализ гендерных отличий в рамках указанных характеристик;
  • 5. Провести корреляционный анализ влияния социально-психологических факторов на уровень удовлетворенности супругов браком и представлений о счастья мужчин и женщин;
  • 6. Разработать рекомендации по устойчивости и благополучию брачно-семейных отношений.

Гипотеза исследования: уровень счастья и удовлетворенность браком имеют отличия в рамках гендерного аспекта, социально-психологические факторы оказывают непосредственное влияние на субъективное ощущение счастья человеком и его удовлетворенность брачно-семейными отношениями.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных психологов, социологов, философов и ученых по следующим проблемам:

  • - изучения феномена «счастье» (Аристотель, Сенека, Гельвеций, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Г. Декарт, И. Кант, Л. Фейербах, Б. Паскаль, П. Помпонацци, А.А. Кроник, Л. Ландау, С.Л. Рубинштейн, П. Фесенко);
  • - счастья и психологического благополучия (Н. Бредбурн, Е. Динер, А. Уотерман, М. Фордис, А. Бэк, Л. Джозеф, Т. Льюис, Ф. Эндрюс, К. Роджерс, А. Кэмпбелл, Ф. Конверс, Н. Бредберн, Г. Вилсон, А.В. Ворониной, И.А. Джидарьян, Л.В. Жуковской, В.М. Духневича, С.В. Карскановой, Л.В. Куликова, Д.А. Леонтьева, М.П. Фетискина, П.П. Фесенко, А.С. Ширяевой);
  • - социально-психологических подходов к пониманию счастья (Р. Винховен, Н. Аргайл, К. Рифф, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, Е. Эриксон, К.Г. Юнг, Е Фромм, Ф. Хейлиген, С.Л. Рубенштейн, С.И. Голод);
  • - смысла жизни (А. Ленгле, К.А. Абульханова, В. Франкл, С. Кьркегор, В. Дильтхей, Э. Гуссерль, П. Флоренский, Л. Шестов).

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  • 1. Теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, выполненных в рамках общей психологии, психологии личности, семейной психологии и философии;
  • 2. Тестирования (Опросник ПЭА А.Н. Волковой; Опросник «Шкала любви и симпатии» З.Рубин, модификация Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина; Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко; Оксфордский опросник счастья (OHI, Oxford Happiness Inventory));
  • 3. Методы первичной и вторичной статистической обработки эмпирических результатов, их анализ и интерпретация.

Базой исследования выступили 30 супружеских пар с разным уровнем образования и дохода, проживающих в городской местности, возраст испытуемых от 18 до 45 лет.

Теоретическая значимость и новизна работы: данная работа является обобщением современных научных подходов относительно понимания феномена счастья, а также гендерного аспекта в рамках изучения поднятой проблемы. Акцентируется внимание на влиянии социально-психологических качеств на уровень счастья и удовлетворенность браком мужчин и женщин.

Практическая значимость работы: материалы, полученные в рамках работы, могут быть использованы, как базис для дальнейших теоретических обобщений по теме выпускной квалификационной работы. Полученные эмпирические данные возможно применить для дальнейших практических исследований и обобщений, а так же практически использовать в деятельности психологов, социологов, философов по вопросам брачно-семейных отношений.