Социализация подростков посредством организации культурно-творческого досуга

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы изучения процесса социализации подростков посредством культурно-творческого досуга.

  • 1.1. Социализация подростков как объект психолого-педагогического изучения.
  • 1.2. Психофизиологические и личностные особенности развития и социализации подростков.
  • 1.3. Технология и виды организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации.

2. Экспериментальное исследование социализации подростков посредством организации культурно-творческого досуга.

  • 2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования.
  • 2.2. Экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка.
  • 2.3. Методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

Актуальность исследований. В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Основная задача педагога, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга.

Культурно-творческий досуг является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Цель исследования: изучить влияние культурно-творческого досуга на социализацию подростков.

Объект исследования: социализация подростков.

Предмет исследования: социализация подростков посредством культурно-творческого досуга.

Гипотеза исследования: социализация детей подросткового возраста, посредством культурно-творческого досуга будет проходить более успешно, если:

  • - определены психолого-педагогические условия социализации подростков;
  • - конкретизировать особенности процесса социализации подростков посредством культурно-творческого досуга;
  • - разработаны методические рекомендации по организации и проведению культурно-творческого досуга, подростков с целью их социализации.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Теоретически изучить компоненты социализации подростков;
  • 3. Провести экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка;
  • 4. Сформулировать методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации.

Методы исследования:

  • - общетеоретические: анализ педагогической, философской, медицинской, психологической, историко-культурологической литературы по теме исследования, классификация и систематизация;
  • - эмпирические: наблюдение, опросные (анкета, интервью), изучение продуктов деятельности, тестирование;
  • - экспериментальные: педагогический эксперимент;
  • - статистические: количественный и качественный анализ данных исследования, математическая обработка результатов эксперимента, оформление результатов в виде таблиц.

Теоретико-методологическая основа исследования: фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности; Л.И. Божович, .C. Выготский, Д.И. Фельдштейн; A.B. Мудриком, А.Н. Суховым, A.A. Деркач, В.И. Антонюком, Б.М. Кедровым, А.К. Марковой, H.A. Подымовым, Р.Х. Шакуровым.

Научная новизна работы: конкретизированы и систематизированы понятия и определения по теме исследования; дополнены сведения о психолого-педагогических условиях социализации подростков. Показана важность организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации.

Теоретическая значимость исследования: заключается в анализе и систематизации научных психолого-педагогических данных об особенностях социализации подростков посредством культурно-творческого досуга.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе.

База проведения эксперимента: исследование проводилось в общеобразовательной школе № 4, г. Михайловска в восьмых классах.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав (состоящих из шести параграфов), заключения, списка литературы и приложения.