Система самоуправления в ученическом коллективе

План курсовой работы

Введение.

1. Теоретические основы организации системы самоуправления в ученическом коллективе.

  • 1.1. Характеристика понятия «система ученического самоуправления», его функции.
  • 1.2. Структуры, типы, формы и принципы ученического самоуправления.

Выводы по первой главе.

2. Практические основы системы самоуправления в ученическом коллективе.

  • 2.1. Анализ систем самоуправления в школах ХХ века.
  • 2.2. Анализ проведенного исследования, подведение итогов и выводы.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение

В современном мире вопросу самоуправления среди обучающихся чаще всего отводится второстепенное положение. Однако нельзя признать это заслуженным, так как именно интеграция учащихся в организацию школьной жизни позволяет им как нельзя эффективнее проходить процесс социализации и личностного становления.

Во многих образовательных учреждениях (среднего (полного) общего образования) наличие органов самоуправления среди школьников считается чем-то непозволительным и мешающим учебному процессу. В то же время появление таких структур предусмотрено Уставами общеобразовательных школ и Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Основной смысл начала и развития явления самоуправления – показать детям пути возможного разрешения конфликтов и недовольств по отношению к организации учебного процесса, дать возможность поучаствовать в решении насущных вопросов, изменить и преобразить повседневную деятельность; помочь в утверждении собственного положения в социуме и формированию коммуникативных навыков, а также самостоятельному принятию решений в сложных ситуациях. Не менее важно установить понимание права каждого на защиту собственных прав и интересов, осознание четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим.

К положительному влиянию самоуправления можно отнести и совершенствование навыков планирования среди учащихся, проявления инициативы и творческого мышления.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Вся суть данного процесса, в основном, направлена на раскрытие потенциала школьников, подготовке их к самостоятельной взрослой жизни, построению отношений со сверстниками и людьми более старшего поколения. Все навыки, приобретенные за время обучения, таким образом способствуют адаптации, социализации и личностному росту каждого ребенка.

Также под понятием «система самоуправления» мы можем понимать не только и не столько сам механизм самоуправления и данное явление в целом, но и систему как структуру, включающую в себя определенные органы и иерархию. В данной работе мы рассмотрим самоуправление с двух точек зрения, большее внимание уделив системе как структуре, так как данная тематика является менее освященной на данный этап времени и более актуальной, на наш взгляд.

Исследованию темы самоуправления в ученой среде посвятили свои труды такие известные педагоги как Н. И. Иванов, С. И. Карпенко Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. И. Маленкова, Н. И. Приходько, Н. А. Шаповалов, Г. И. Щукина и др. Ввиду стремительно изменяющегося современного мира возрастает необходимость в обновлении уже имеющихся данных касательно тех или иных проблем, в том числе в контексте сложившихся условий в системе образования Российской Федерации. Актуальность проблемы не угасает и по сей день, так как формирование социально активной личности, а так же формирование личности в целом — неизменяемая задача педагогики.

Объект исследования – педагогический процесс в образовательном учреждении.

Предмет исследования – система самоуправления в ученическом коллективе.

Цель исследования – рассмотреть теоретический аспект системы самоуправления в ученическом коллективе.

Методы исследования:

  • 1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение.
  • 2. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа.
  • 3. Математические и статические методы: регистрация, шкалирование.

База исследования: выпускники 2016-2018 лет, возраст 18-25 лет (в том числе будущие педагоги)