Роль загадок в развитии воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

План курсовой работы

Введение.

1. Характеристика воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Загадка как средство развития воображения и мышления дошкольников.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

В современном обществе, в условиях его динамичного развития, всегда повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран крайне обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей. Отмечается рост информированности современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Ребенку сейчас необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Проблема познавательной деятельности всегда привлекала внимание философов, психологов и педагогов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Н. Богоявленская, А. Н. Поддьяков, Г. И. Щукина и др.). Проблемами изучения умственного развития детей дошкольного возраста занимались А. Н. Леонтьев, А. Маклаков, М.М. Зиновкина, Л. Ф. Тихомирова, Ж. Пиаже и др. Выполнено множество исследований, посвященных изучению возникновения, развития познавательной активности у детей первых лет жизни (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др.).

В связи с этим представляется актуальным изучение педагогических средств, способствующих повышению качества умственной деятельности детей уже на ступени дошкольного возраста. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин) выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Не случайно и в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» большое внимание обращается на развитие мышления детей.

В психолого-педагогической литературе в качестве средств развития умственной деятельности изучалась природа, явления общественной жизни, значительно меньше в таком качестве рассматривались народные и литературные загадки.

Цель исследования: определение роли загадок в развитии воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования: развитие воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: загадки как важный фактор в развитии воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • 1. Теоретический анализ литературы по теме.
  • 2. Рассмотреть особенности развития мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста.
  • 3. Изучить загадку как жанр устного народного творчества.
  • 4. Рассмотреть загадку как средство развития мышления и воображения дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации взглядов педагогов и психологов на развитие умственной деятельности старших дошкольников при помощи малых фольклорных жанров, а в частности народных загадок; в изучении понятия загадки как жанра устного народного творчества, определении роли загадок в развитии воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения загадок при развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и педагогической практике.